Бизнес в стране надо мотивировать использовать научные разработки. Добиться этого можно через систему «принуждения к инновациям» и освобождение от налогов предпринимателей, реализующих научные проекты. Кроме того, освободить от налогов необходимо всех грантополучателей: как ученых, так и бизнесменов, реализующих проекты по коммерциализации. Только за два предыдущих года они вернули  в бюджет порядка 1,4 млрд тенге. Почему сегодня стало явным, что «экономика простых вещей» зависит от финансирования науки, в интервью «Капитал.kz» рассказал экс-председатель правления АО «Фонд науки» Ануарбек Султангазин.

Ануарбек Жалелович, какова на сегодня ситуация с коммерциализацией науки? 

 - В этом отношении Казахстан значительно продвинулся по сравнению с другими странами СНГ. В 2015 году был принят Закон «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности». В рамках закона предусмотрено грантовое финансирование проектов коммерциализации РННТД (результаты научной и научно-технической деятельности – Ред.), оператором которого является АО «Фонд науки». Нужно отметить, что за достаточно короткий срок были достигнуты значительные успехи: проведено 3 конкурса на грантовое финансирование проектов коммерциализации РННТД, в итоге в настоящий момент финансируется 151 проект, 7 проектов успешно завершены. Также проведена большая работа в части обеспечения софинансирования научных разработок со стороны бизнеса. Ярким подтверждением тому является наличие софинансирования со стороны реального сектора в размере 14,5% от общего объема государственного финансирования проектов коммерциализации. К настоящему моменту по результатам реализации проектов коммерциализации, профинансированных АО «Фонд науки», на этап выпуска продукции или оказания услуг вышли 42 проекта и получен доход в размере более 2,3 млрд тенге. Кроме того, уже к настоящему времени в РННТД в бюджет выплачено более 1 340 млн тенге налоговых отчислений. Следует отметить, что бюджетные средства, инвестируемые сегодня в проекты коммерциализации, являются потенциально возвратными. Отдельные проекты уже произвели продукции и оказали услуги на сумму, сопоставимую или уже превышающую вложенные грантовые средства.

 - Какие меры, на ваш взгляд, необходимы, чтобы улучшить положение дел в сфере коммерциализации технологий?

 - Для быстрой и эффективной реализации  задач, поставленных главой государства в послании, необходимо на системной основе осуществлять форсайтные исследования. Все страны, где наука по-настоящему стала производительной силой, постоянно проводят анализ и прогнозирование в сфере науки и технологий, а рекомендации по результатам исследований передаются в соответствующие государственные органы, парламент и другим заинтересованным лицам для принятия конкретных управленческих решений. К сожалению, последний «Системный анализ и прогнозирование в сфере науки и технологий» проведен в Казахстане в 2014 году и, конечно, тяжело будет разрабатывать серьезные документы «по повышению уровня научных исследований и их применения на практике», не основываясь на серьезном анализе.

Кроме того, необходимо внести некоторые изменения и дополнения в законы «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и «О науке» – для актуализации отдельных положений с учетом наработанного опыта и устранения коллизий. Конкретные предложения уже направлены в уполномоченный орган.

Также следует рассмотреть и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс по освобождению от НДС ученых и предпринимателей, реализующих проекты коммерциализации. Только за 2017-2018 годы грантополучатели и «Фонд науки» вернули в бюджет 1,4 млрд тенге в виде НДС и КПН (377 млн тенге – НДС, выплаченный АО «Фонд науки», и 964 млн тенге НДС и КПН, выплаченные грантополучателями), что вызывает справедливые нарекания. Дополнительным подспорьем стало бы для грантополучателей, реализующих проекты коммерциализации, освобождение на три года от уплаты налога на доходы.

Наряду с вышеперечисленным, назрела необходимость увеличения бюджетного финансирования проектов коммерциализации. У ученых и предпринимателей должно быть понимание, что государство будет четко соблюдать положение программы развития образования и науки, оно доведет софинансирование проектов коммерциализации РННТД со стороны бизнес- партнеров к 2025 году до 50%.

         Также считаю важным продолжить работу по совершенствованию видов и порядка финансирования. На сегодня есть много предложений со стороны ученых и предпринимателей по малобюджетной и быстро окупаемой продукции или услугам, которые примыкают к «экономике простых вещей». При упрощенном порядке отбора и финансирования таких проектов потребитель может получить наукоемкую «простую вещь». Особенно это актуально для IT-проектов и проектов, предлагаемых молодыми учеными и предпринимателями.

Кроме того, считаю важным институционально определиться, кто будет заниматься коммерциализацией РННТД и коммерциализацией технологий, это становится актуальным после последнего перераспределения функций между министерствами. Да и не совсем понятно регулирование двух аналогичных грантов по коммерциализации разными законодательными актами и двумя министерствами.

 - Что необходимо предпринять, чтобы замотивировать бизнес использовать научные разработки?

 - Здесь следует внедрять систему «принуждения к инновациям» через стандарты и другие нормативы, характеризующие качество продукции и услуг. Если государством будет установлена высокая планка, то, чтобы достичь цели и выпускать конкурентоспособную продукцию, производителям потребуется обратиться к ученым для решения их технологических задач. У «Фонда науки» есть хорошие проекты, продукция и услуги которых реализуются слабо из-за того, что нет определенных требований по стандартам. Так, не в полную силу работает предприятие, производящее модификатор битума, которое в конечном счете помогло бы улучшить качество производимого асфальта. Или созданный на базе ТОО «Научно-производственное предприятие «Антиген», «Центр исследований молока и молочных продуктов», из-за небольшого количества обращений по исследованию качества молока не в полной мере использует свой потенциал. Также необходимо разработать механизм тиражирования продуктов и услуг технологий и систем, созданных при коммерциализации РННТД. Если взять международную практику, то в качестве дополнительных мер государственной поддержки можно рассмотреть механизм выдачи инновационных ваучеров и займов на масштабирование технологий, доход от которых может быть инвестирован на другие инновационные проекты.