В этом году исполняется 120 лет cо дня рождения ученого, академика Каныша Сатпаева. Сатпаев - один из основателей советской металлогенической науки, открывший Улутау-Джезказганское месторождение меди, и создатель Академии наук в Казахстане.

Как в послевоенные годы Каныш Сатпаев буквально с нуля создавал Академию наук Казахстана, корреспонденту Tengrinews.kz рассказала руководитель Архива академика Каныша Сатпаева Института геологических наук Надежда Ниретина.

Руководитель Архива академика Каныша Сатпаева Надежда Ниретина. Фото Елены Папэ

В 1941 году Каныш Сатпаев, будучи уже известным геологом, переехал из Джезказгана в Алма-Ату. В 1942 году он был назначен председателем президиума казахского филиала Академии наук СССР. Сатпаев же мечтал, чтобы в стране появилась своя Академия наук.

"Канышу Имантаевичу очень трудно пришлось. Нужно было доказывать свою правоту перед Москвой. Он с трудом нашел помещение, собрал ученых-академиков. В их числе были и переселенцы, которые прибыли в Алма-Ату из-за войны. Когда война закончилась, многие из них засобирались домой, и Каныш Имантаевич их уговаривал остаться. Он собирал списки аспирантов, отправлял их членам президиума.

Некоторых своих подопечных он заставлял защищать докторскую диссертацию. Например, Евгения Шлыгина. Он долго не защищал докторскую, и Каныш Имантаевич ворчал на него, а Шлыгин отвечал ему, мол, мне семью надо кормить, некогда. Сатпаев договорился, нашел мешок гороха и принес Шлыгину со словами: "Теперь докторскую будешь делать". Шлыгин смеялся, говоря, что Сатпаев купил его за мешок гороха", - рассказывает Надежда Васильевна. 


Первые академики и члены-корреспонденты Академии наук КазССР 


Сатпаев, Белый, Ундасынов, Комаров обсуждают открытие Академии наук КазССР. 1946 год

В течение пяти лет Сатпаев собирал ученых, взращивал кадры. Видя результаты его работы, президент Академии наук СССР Владимир Комаров написал представление в правительство КазССР об организации самостоятельной республиканской Академии наук. 1 июня 1946 года в Алма-Ате открылась Академия наук КазССР.

Первоначально здание Академии наук находилось на улице Кирова (ныне Богенбай батыра), 103, между улицами Валиханова и Пушкина в Алма-Ате. Это было двухэтажное здание, в котором работали академики с 1943 года. Сейчас здесь находится институт микробиологии.


Здание по улице Кирова (ныне Богенбай батыра, Алматы), 103

"По воспоминаниям супруги Таисии Алексеевны, Каныш Имантаевич доказывал необходимость открытия 11 новых научно-исследовательских институтов. На это Владимир Комаров говорил, что в одном единственном захудалом здании невозможно открыть сразу 11 институтов. Но Сатпаев смог его убедить, и вскоре он начал писать письма с просьбой выделить ему здания под президиум и институты. Тяжело он выбивал здания. В 1946 году он поставил вопрос проектирования и строительства главного здания Академии наук. И  с этого момента Каныш Имантаевич активно начал этим заниматься. И только в 1951 году главное здание по улице Шевченко начало строиться".

Первый кирпич нового здания Академии наук был заложен Канышем Сатпаевым в 1951 году. Здание по проекту архитектора Алексея Щусева достроили в 1957 году. Объект имеет трехосевую композицию: монумент, портал и два примыкающих к нему корпуса. На портале главного здания имеются стрельчатая и сталактитовая формы карниза. Капители и пилястры украшают боковые и средние фасады здания. Стилизованные мотивы использованы в оформлении ордеров. 


Здание Академии наук по улице Курмангазы в Алматы


Здание Академии наук по улице Шевченко в Алматы

Объект построили в 1957 году. В 1958 году  туда переехали академики. 

"Надо отметить, что на 3,5 года Каныш Имантаевич был освобожден от президентства. Он не занимался на тот момент строительством. В это время президентом Академии наук был Динмухаммед Кунаев. Только к 1955 году Каныш Имантаевич вернулся, и за два года достроил это здание на улице Шевченко. Здания Академии наук расположены буквой Е, потом к ним присоединили в 1990-е годы еще корпусы и получилась буква Ф", - рассказывает сатпаевед Ниретина. 

"Каныш Имантаевич добился небывалых высот в советской науке. И, как говорят геологи, ничего нового ни в науке геологии, ни в практике открытия месторождений, на сегодня не сделали. Это невзирая на то, что он оставил металлогеническую карту. Ему сложно было в науке, ему нужно было доказывать, добывать  деньги, взращивать кадры. При всей гуманности, на работе он был категоричным и жестким, не любил выскочек и ложь. Ему было трудно. Но Каныш Имантаевич работал на благо своей страны и своего народа", - заключила Надежда Ниретина.