На фото: 1975 год. Хромтауский район. Месторождение медно-цинковых руд «Лиманное». «Главные богатства страны были открыты геологами в советские годы», – говорит Ефим Книжник (на фото слева). || Фото из личного архива геолога
Один из выдающихся актюбинских геологов, 84-летний Ефим Книжник рассказал «Диапазону» об актюбинском регионе и чем прославлена экология нашей области.
Заслуженный геолог Казахстана Ефим Книжник посвятил всю свою жизнь геологии Актюбинской области, он первооткрыватель крупных месторождений полезных ископаемых. Ефим Иосифович родился в 1934 году в Украине. В 1958 году окончил с отличием Днепропетровский горный институт, стал геологоразведчиком.
О сложной, но светлой жизни
– В 1958 году 14 человек из нашей группы, в том числе и я, решили поехать в Алматы, в геофизический трест, там была Берчогурская геофизическая экспедиция. Экспедиция базировалась возле Берчогура, во время ВОВ эта шахта снабжала углем и Актюбинск. В 1959 году меня назначили начальником геофизической партии. Параллельно работал в Эмбе, затем вовсе туда переехал и прожил там до 1986 года, руководил экспедицией. Несмотря на сложности, это были самые светлые годы моей жизни, – вспоминает геолог Ефим Книжник. – Потому что это были годы больших геологических открытий. В 1970 году в составе группы геологоразведчиков Казахстана за открытие уникальных месторождений хромовых руд и создание прочной минерально-сырьевой базы Советского Союза я получил звание лауреата госпремии СССР.
В 1986 году Ефим Иосифович переехал в Актобе
– В 1992 году министерство геологии КазССР мне поручило организовать охрану недр и геологический контроль в западном Казахстане.Все месторождения западного Казахстана, мангышлакские, атырауские, уральские, актюбинские были в сфере моего контроля. Я был главный государственный инспектор охраны недр и геологического контроля.
И по сей день Ефим Иосифович, а ему в этом году исполняется 84 года, работает, сейчас он консультант совета директоров по экологии Актюбинского завода хромовых соединений.
– Жизнь – это борьба, все время приходится что-то преодолевать и познавать. Я всегда цитирую стихи Некрасова: «Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…»
О главных открытиях
Это хромовые руды, стратегическое сырье, таких месторождений, как в Актюбинске больше нигде не было. Далее медные руды – до нашей экспедиции отрывочно медные руды искали в довоенные и послевоенные времена и никогда не удавалось сделать большие открытия. С приходом нашей мугалжарской экспедиции, когда мы начали применять передовые геофизические методы разведки. Нам удалось в 1964 году открыть месторождение «50 лет Октября» и месторождение хромитов «Восход Ориел», которым сейчас пользуется турецкая компания. В 1967 году Приорское месторождение. 1975 – «Лиманное», 1983 – «Кундузды». А сколько было еще мелких открытий!
Самые крупные месторождения в Казахстане – хромитовые месторождения, добыча на уровне 6 млн тонн хромовой руды. Во время экспедиции по добыче хромовых руд у меня был станок, который бурил только до глубины 150 м. А мы определили, что верхняя кромка руды на глубине 200 м. Решил рискнуть, бурим 150 м, идут дуниты, руды нет, далее бурим, доходим до 200 м, в этот момент могли и погореть. Я взял на себя ответственность и на глубине 240 м вошли в руду, в итоге пробурили 317 м и из руды не вышли. Таким образом, мы по рудному телу прошли 77 м на одной скважине и на геофизических работах. Мы подсчитали, что запасы должны быть порядка 30 млн тонн.
Об ошибке, оставшейся в памяти
Когда начинали работать, мы с экспедицией случайно зашли в Российскую Федерацию и там открыли крупное месторождение редких металлов: молибдена и вольфрама. В 1962 году я, будучи главным инженером, поехал в Оренбургское геологическое управление и по акту приема передачи это месторождение передал РФ, мы не имели права там работать.
О загубленной геологоразведке
С 1990 года госфинансирование геологоразведочных работ прекратилось. Была принята неверная концепция. Ставка на то, что иностранные инвесторы будут вкладывать значительные деньги в поиски и разведку полезных ископаемых, не оправдалась. Они активно начали собирать то, что было разведано в наш советский период. Но то, что было открыто, уже подъедается, по целому ряду полезных ископаемых пора бить тревогу. Практически все уникальные открытия были в конце 1970 года: Карачаганак в Уральской области, Тенгиз в Атырауской области, Жанажол в Актюбинской области. Больше таких видных открытий и нет. Пик добычи в Актобе приходится на 2005 год. Тогда добывали порядка 8 млн тонн нефти в год. Каждая восьмая тонна нефти Казахстана была актюбинской. Сейчас у нас добывают от силы 6 млн в год, месторождения подошли к стадии старения.
Об уникальности и богатстве Актобе
Актюбинская область уникальна! В нашей области находится Уральская горная система (хромиты, медь, золото), слева от Урала – Прикаспийская впадина (нефтяные месторождения), с востока Тургайский прогиб (железо, бокситы), это часть Сибирской платформы. И каждый из этих регионов несет свои минеральные ресурсы. Поэтому я считаю, лучший регион для геологоразведчика – актюбинский.
О профессии геолога сегодня
Сейчас у молодежи меркантильные интересы. Старшее поколение беспокоится, что же будет с геологией. Наше поколение было преданно своей профессии. Но беда в том, что эстафету мы не передали. Раньше у меня были самые тесные связи с МГУ, с алматинским, днепропетровским, московским, донецким геологическими институтами. В свое время мне предлагали преподавать в МГУ, а я говорил, что я еще не все месторождения здесь открыл. Тогда было очень интересно. Был настолько высокий интеллектуальный уровень у молодежи.
Об экологии Актобе
– Экология наша прославлена тем, что с шестивалентным хромом, с бором и со зловонием беда. Потому что в свое время было упущение, когда запускались заводы, не были предусмотрены все меры, чтобы защитить природную среду. Были утечки растворов, которые попали в грунтовые воды. С грунтовыми водами мигрировали и впадали в Илек. Произошло загрязнение шестивалентным хромом около 12 кв. км. В Алге был химкомбинат. Я проводил исследование в конце 1980 года. Там было 3 типа производства: борное (загрязнение бором сейчас ощущается), сернокислотное, суперфосфатное и производство редких металлов (лантаниды, актиноиды). Произошло загрязнение редкими элементами. И все эти отходы привнесли целую гамму своих элементов загрязнения в природную среду (медь, свинец, цинк, кадмий). Когда смотришь карту, на ней каждый клочок земли насыщен различными элементами. Каждое промышленное мероприятие, каждая разработка месторождений полезных ископаемых влечет за собой нанесение ущерба природной среде. Задача человека, чтобы ущерб природе сводился к минимуму. В Казахстане много неблагоприятных мест. Самые тяжелые по экологии это Усть-Каменогорск, Шымкент из-за свинцового производства, Караганда из-за угля и Актобе из-за хрома.
Главные качества геолога
Геолог – это человек, любящий геологию и природу. Он должен быть трудолюбивым, честным, выносливым. Потому что жизнь геолога непростая.
Любимая книга
В молодости очень увлекался литературой, у меня была поставлена дикция. «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» Толстого. Стихи Маяковского, Есенина.
Жизненное кредо
Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!
Любимое кино
«Ирония судьбы, или С легким паром», «Кавказская пленница», документальные фильмы о войне.
Источник: diapazon.kz
Фото: ru.wikipedia.org
Для более подробной информации оставьте заявку
Мы отправим вам последние новости прямо на ваш почтовый адрес