На пленарном заседании сената парламента депутаты приняли закон "О ратификации Рамочного соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о некоторых вопросах сотрудничества в сфере энергетики", передает корреспондент Zakon.kz.

- Ратификация соглашения будет способствовать поставкам сырой нефти в Узбекистан для переработки на нефтеперерабатывающих заводах; решению вопроса бесперебойного снабжения юга Казахстана природным газом в осенне-зимний период, а также взаимную заинтересованность в развитии транзитного потенциала газотранспортной системы Узбекистана; обмену опытом в реализации и эксплуатации нефтегазохимических проектов, - перечислил вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов, представляя документ сенаторам.

В то же время на каждой из сфер он остановился в отдельности. Касательно нефтяной сферы, по его словам, здесь для обеспечения потребностей Узбекистана в нефти Казахстаном за прошлый год осуществлена поставка более 260 тысяч тонн.

 

- Казахстан готов и далее осуществлять поставки нефти в Узбекистан из собственных ресурсов посредством нефтепровода Кенкияк-Кумколь и далее с перевалкой на ж/д цистерны на станции Шагыр. В настоящее время тариф по данному маршруту составляет 25,12 долларов США за тонну, - сообщил замглавы ведомства.

 

В соответствии с запросом Узбекистана Российская Федерация рассматривает вопрос поставки нефти в Узбекистан в объеме до 1 млн тонн в год. Казахстан в данном контексте рассматривается как транзитная сторона.

- Кроме того, Узбекистан заинтересован в приобретении до 5 млн тонн нефти в год, в том числе у Казахстана до 2 млн тонн и у России до 3 млн тонн. Также рассматривается вариант поставки 5 млн тонн только из Казахстана. Для стабильных поставок нефти в Узбекистан в объеме до 5 млн тонн необходимы значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру, а именно при транзите российской нефти через территорию Казахстана необходимо расширение нефтепровода Туймазы-Омск-Новосибрск-2 с текущих 11 млн тонн до 17,5 млн тонн в год и реконструкция НПС Трудовое, ориентировочные инвестиции - 70,6 млн долларов США, - cказал Досмухамбетов.

Также требуется увеличение пропускной способности нефтепровода Кенкияк-Атырау после завершения проекта реверса с целью транспортировки нефти с запада Казахстана до 8-12 млн тонн в год, ориентировочные инвестиции - от 121,1 до 162,5 млн долларов США; строительство нового нефтепровода с юга Казахстана до границы с Узбекистаном мощностью 5 млн тонн в год, ориентировочные инвестиции - 133,5 млн долларов США.

- Необходимо также отметить, что стабильные поставки казахстанской нефти в Узбекистан возможны только с месторождений, расположенных в западном регионе Казахстана, преимущественно с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

Настоящее соглашение является рамочным и вопросы поставки нефти в Узбекистан являются предметом дополнительных переговоров между Казахстаном, Россией и Узбекистаном, - уточнил вице-министр.

По поводу газовой сферы - в рамках исполнения статьи 13 данного соглашения АО "КазТрансГаз" и АО "Узтрансгаз" 3 июля 2018 года заключили контракт на транспортировку казахстанского газа по территории Узбекистана. С 16 декабря 2018 года по МГ "Газли-Шымкент" начат транзит газа в тестовом режиме в объеме 2-2,5 млн м3/сут. с возможностью последующего увеличения.

- По вопросам нефтегазохимии необходимо отметить, что на сегодня в Казахстане также как и в Узбекистане, развитие нефтегазохимии является одним из приоритетных направлений. Оказываемые меры господдержки нефтегазохимическим проектам аналогичны, в частности, освобождение от налогов и таможенных льгот, обеспечение готовой инфраструктурой и сырьем. В Казахстане начато строительство комплекса по производству полипропилена мощностью 500 тысяч тонн/год со сроком реализации в 2021 году. Совместно с австрийской компанией "Borealis", которая входит в ТОП-4 крупнейших компаний-производителей полиэтилена в мире, реализуется проект по производству полиэтилена мощностью 1,250 млн тонн/год, - рассказал представитель Минэнерго.

Немаловажным является вопрос налогообложения.

 

- В части налогообложения в настоящее время в соответствии с нашим законодательством транспортировка нефти и транзит нефти по территории Казахстана в Узбекистан является международной перевозкой. Сейчас поставки из Казахстана в Узбекистан осуществляются комбинированным способом, то есть в начале по нефтепроводной системе АО "КазТрансОйл" до станции Шагыр и далее железнодорожным транспортом до границы Казахстана с Узбекистаном, - сказал Досмухамбетов.

 

Однако, как он добавил, ст. 387 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками, к международной относится перевозка, осуществляемая перевозчиком до границы РК с Узбекистаном.

 

- Для того, чтобы по всему маршруту транспортировки нефти применить нулевую ставку НДС, мы совместно с узбекской стороной пришли к соглашению, что до ввода в эксплуатацию магистрального нефтепровода Шымкент - Джизак в данном соглашении в ст. 10 прописать иные правила, чем те которые содержатся в Налоговом Кодексе РК, - заключил замглавы ведомства.