В Послании народу 2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.

"Несмотря на рост ВВП и доходов населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается. Это тревожный фактор, требующий к себе особого внимания", – сказал глава государства.

 

Кабмин ещё работает над схемой реформы, но в ближайшее время введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога ожидать не стоит. Такое решение лежит на поверхности, так как в мировой практике именно такая система трактуется как более справедливая в сравнении с действующей сейчас в Казахстане.

Однако введение одной только прогрессивной шкалы на практике может привести к уходу зарплат в тень. Решением могло бы стать введение налогов на богатство или снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Каким может быть справедливое налогообложение в Казахстане, разбирался Informburo.kz.

Плоская и прогрессивная шкалы

Так называемая справедливая налоговая система в теории должна снижать разрыв в доходах между разными группами населения страны. В первую очередь, в этой связи обычно говорят о двух подходах к налогообложению: плоской и прогрессивной шкалах.

Если коротко, то плоская, или единая, шкала налогообложения означает налог, когда при любом уровне дохода действует один и тот же процент. Получаете ли вы зарплату в 100 тысяч или 1 млн тенге, в Казахстане вы будете платить одинаковые 10%: 10 тысяч и 100 тысяч соответственно.

При прогрессивной шкале налоговые ставки растут в зависимости от роста уровня дохода. Такая система действует, например, во Франции. Там есть семь ступеней ставок от 5,5% до 49%. Самые большие налоги платят граждане с годовым доходом более 500 тысяч евро, но есть и необлагаемый минимум – 6 011 евро, на который подоходный налог составляет 0%.

Вокруг того, какую систему использовать в той или иной стране, ведутся постоянные споры. Например, сторонники плоской шкалы налогообложения считают, что если люди будут сохранять большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе. В теории это должно способствовать экономическому росту.

Их оппоненты, сторонники прогрессивной шкалы, обычно говорят о большей справедливости своей системы, так как при ней богатые платят больше. Что интересно, именно такая система действовала в СССР.

Запрос на социальную справедливость

Почему президент Касым-Жомарт Токаев поднял тему справедливого налогообложения именно сейчас? Дело в запросе на социальную справедливость, который растёт по всему миру.

Примерами этого является, например, победа Дональда Трампа на выборах в США: во время президентской гонки он апеллировал и обещал решить такие социальные проблемы, как безработица или "ужасная" реформа здравоохранения. В том числе и благодаря этому он смог заручиться поддержкой избирателей и получить кресло президента. Аналогично в разных странах мира поднимаются протесты по социальным причинам. К примеру, в этом году в Чили беспорядки начались из-за повышения цен на проезд в метро.

Социальное напряжение растёт и в Казахстане. В стране, прежде всего в столице, весной и летом прошло несколько собраний многодетных матерей, которые жаловались на тяжёлое финансовое положение. Власти отреагировали на это повышением пособий и созданием льготных ипотечных программ. Но очевидно, что проблемы в сфере доходов населения копились долгое время.

Касым-Жомарт Токаев отреагировал на социальный запрос, дав Правительству поручение модернизировать налоговую систему. Однако готового решения в Послании он не дал, поставив лишь общую политическую задачу. И это отличительная черта первого Послания второго президента Казахстана. Аналогичным образом было дано поручение по освобождению микро- и малого бизнеса от налога на доход сроком на три года.

Теперь схема налоговой реформы полностью зависит от того, какой механизм предложат чиновники из Министерства нацэкономики и Министерства финансов. Срок исполнения поручения – февраль 2020 года.

Работа пока не завершена, но в Миннацэкономики Informburo.kz рассказали, что это поручение подразумевает не только изменение подходов к налогообложению доходов от трудовой деятельности, но и других доходов граждан. В числе последних, например, дивиденды, доходы от аренды, а также имущество – дорогие автомобили, элитное жильё, дорогостоящие предметы искусства, драгоценности и другое.

В Казахстане есть разрыв в доходах?

При обсуждении темы справедливости в налогообложении обычно сталкиваются два подхода: должны ли все граждане платить одинаковые налоги либо больше нагрузки следует переложить на богатых. Дискуссии вокруг этого идут давно, и яркий пример здесь – позиции республиканцев и демократов в США. Первые в основном выступают за свободный рынок и более либеральное налогообложение, а вторые – за государственное регулирование и более высокие налоги для богатых.

Споры вокруг этого идут и в Казахстане. Основная дискуссия идёт о том, как через налоговую систему уменьшить разрыв в доходах между разными группами граждан.

И здесь данные противоречивы. С одной стороны, коэффициент Джини, по которому во всём мире измеряют концентрацию доходов в руках отдельных групп населения, в Казахстане снижается. По данным Всемирного банка, в 2001 году этот показатель был на уровне 0,36, в 2010-м – уже 0,28, а в 2017-м – 0,275. Судя по этим цифрам, экономическое неравенство в стране становится слабее.

Но есть и другие цифры, которые говорят, что национальное богатство сосредоточено в руках малой группы казахстанцев. В исследовании KPMG "Private equity market in Kazakhstan" сообщается, что 162 гражданина имеют состояние более 50 млн долларов. В их руках сосредоточено около 55% всего богатства страны. При этом 96,6% граждан владеют менее 10 тысяч долларов на каждого.