Судовой брокер Gibson заявил, что «спрос на нефть достигнет пика в этом десятилетии, к этому призывает Международное энергетическое агентство (МЭА), опубликовавшее свой отчет «Нефть 2024». В настоящее время агентство прогнозирует, что рост мирового спроса на нефть замедлится до конца этого десятилетия, достигнув пика в 2029 году на уровне 105,6 мбд со 103,2 мбд в 2024 году и незначительно снизится до 105,4 мбд в 2030 году. Основная часть этого роста спроса, как ожидается, будет исходить от Индия и Китай, а также другие развивающиеся азиатские страны, в первую очередь, требуют нефтехимического сектора и авиации. Растущая электрификация автомобильного транспорта будет продолжать оказывать давление на спрос на автомобильное топливо, при этом ожидается, что к 2030 году спрос на бензин снизится на 1,6 млн баррелей в день».

 

По мнению брокера, «большая часть этой потери спроса на бензин придется на развитые страны ОЭСР, поскольку энергетический переход набирает обороты. Единственным положительным моментом для спроса на нефть в странах с развитой экономикой, вероятно, станет небольшое увеличение спроса на авиационное топливо и нефтехимическое сырье в США. Ожидается, что в Европе спрос на газойль/дизельное топливо упадет с 6,4 мбд в 2024 году до 5,7 мбд в 2030 году, поскольку спрос как в промышленности, так и на транспорте уступит место электрификации».

 

Между тем, «что касается предложения, то ожидается, что добыча в странах, не входящих в ОПЕК+, значительно увеличится, превысив мировой спрос с избытком предложения как минимум на 8 млн баррелей в сутки. Прогнозируется, что в период до 2030 года поставки вырастут на 6 мбд с 102,9 мбд до 113,8 мбд. Хотя 45% из них придется на ШФЛУ и газовый конденсат, требующие использования газовозов, а не танкеров. Добыча в странах, не входящих в ОПЕК, увеличится на 4,6 мбд, при этом 2,1 мбд будет поступать из США, а еще 2,7 мбд - из Бразилии, Гайаны, Канады и Аргентины. Ожидается, что основные поставки ОПЕК увеличатся с 33,1 мбд в 2024 году до 34,1 мбд в 2030 году, что обусловлено расширением добычи на Ближнем Востоке, в частности в ОАЭ, Ираке, Кувейте и Саудовской Аравии. Тем временем африканские страны-члены будут по-прежнему сталкиваться с производственными трудностями, которые приводят к еще большему снижению их производства по сравнению с существующим уровнем».

 

Что все это означает для рынков танкеров? По словам судового брокера, «во-первых, в секторе танкеров сырой нефти, несмотря на пик спроса, общий объем грузов, которые необходимо будет перевезти, по-прежнему велик. В сочетании со стареющим флотом, более строгими экологическими нормами и большим количеством судов, участвующих в санкционированных сделках, это означает, что мировой рынок сырой нефти, вероятно, останется здоровым и после 2030 года. Потоки сырой нефти с запада на восток. Это должно привести к дальнейшему увеличению тонно-миль сырой нефти в следующем десятилетии. Для рынка танкеров-нефтепродуктов перспективы могут быть более сложными, поскольку к концу десятилетия спрос на автомобильное топливо снизится, и больший спрос будет сосредоточен на Востоке, ближе к ожидаемым перерабатывающим мощностям, ориентированным на внутренний рынок».