Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок

Об этом сообщает издание "Argus Рынок Каспия" со ссылкой на отраслевые источники. По данным агентства, решение приватизировать два нефтеперерабатывающих завода в течение ближайших двух лет содержится в проекте указа президента Казахстана "О мерах по либерализации экономики", который в настоящее время проходит процедуру согласования в госорганах.

Избавиться от принадлежащих ему перерабатывающих активов "КазМунайГаз" пытается уже на протяжении последних 10 лет, с тех пор, как Павлодарский нефтехимический завод вернулся в госсобственность от структур, связанных с олигархом Рашитом САРСЕНОВЫМ. В декабре 2015 года, в ходе подготовки новой программы приватизации, председатель правления Фонда "Самрук-Казына" Умирзак ШУКЕЕВ рассказывал: "Мы планируем приватизировать контрольный пакет АО "КазМунайГаз-переработка и маркетинг". Предлагается рассмотреть варианты: продать 51% или, если это будет эффективно, то продать отдельно все три НПЗ. Или произвести обмен пакетами акций с потенциальными нашими партнерами".

Начались переговоры с инвесторами, причем как с Запада, так и с Востока. Одним из потенциальных покупателей стал австрийский концерн OMV, который проявил интерес к Павлодарскому нефтехимическому заводу. Параллельно Астана предложила этот же актив российской "Роснефти", и это выглядело логично, учитывая, что Павлодарский завод во времена Советского Союза проектировался и строился именно в расчете на западносибирскую нефть. Переговоры с австрийцами продвигались достаточно динамично, и на заводе даже были приостановлены начавшиеся работы по модернизации – в правительстве решили, что реконструкцию завода оплатит уже новый собственник.

Китай тоже включился в переговорный процесс, но его интерес был глобальнее: 51% материнской компании "КазМунайГаз - переработка и маркетинг". Однако в правительстве Казахстана побоялись полной монополии CNPC в секторе нефтепереработки и сбыта, и "добро" на сделку Китайская нефтегазовая корпорация не получила.

А потом и вовсе переговоры свернули, так как было решено провести модернизацию отрасли на собственные средства, тем самым повысив стоимость каждого актива, чтобы затем продать их по отдельности за более высокую цену. Эту точку зрения озвучил летом 2016 года министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ"Приватизация нефтеперерабатывающих заводов должна проводиться после завершения проектов их модернизации. Надо провести модернизацию, а потом - какая разница, кто поставляет на внутренний рынок по внутригосударственным правилам: частник или государство? Главное, чтобы были "твердые" правила, было сырье и были эффективные условия".

Многострадальная программа модернизации, на которую потратили более 6 млрд долларов США, в 2018 году была, наконец, завершена, и заводы стали готовить к продаже. Министр экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ в начале 2020 года пообещал, что все три завода будут приватизированы до IPOнацкомпании "КазМунайГаз". А потом грянула пандемия…

Argus со ссылкой на источники приводит детали предстоящей приватизации двух заводов: долю госучастия в Павлодарском НХЗ (проектная мощность переработки 6 млн тонн в год) и в Атырауском НПЗ (5,5 млн тонн в год), принадлежащую "КазМунайГазу", предполагается снизить с текущих 99-100% до 49-51%. Разгосударствление отрасли поддерживает Агентство по защите и развитию конкуренции РК, там считают, что "приватизация обусловлена необходимостью повышения эффективности управления заводами" – только за последние три года на этих двух заводах произошло 115 внеплановых остановок. За тот же период на управляемом частным владельцем Шымкентском НПЗ аварийность была в два раза ниже.