С 1 ноября 2019 года в Казахстане упразднена адресная справка как вид госуслуги на государственном уровне. Требование документа теперь является незаконным и касается не только государственных органов, но и школ, больниц, частных компаний. Однако жителей республики, привыкших к бесконечным посещениям различных инстанций, волнует, что делать, если справку все же потребуют предъявить?

Развитие общества, изменение условий и нужд сегодняшнего дня требуют некоторых сдвигов в отношениях государство-гражданин для более эффективного и качественного уровня жизни населения. Для этого в Казахстане на ближайшую пятилетку выстроен план по повышению доступности государственных услуг за счет электронного предоставления данных. Прогнозируется, что в 2020 году доля госуслуг в «цифре» составит 90%, а в 2022 году уровень цифровой грамотности казахстанцев – 83%. Для достижения таких амбициозных целей, государство намерено предвосхищать потребности своих граждан в получении услуг, максимально высвобождая время для труда и стимулирования активного поведения.

Как выяснилось в ходе проведенного анализа госкорпорации «Правительство для граждан», казахстанцы ежегодно распечатывали свыше 20 млн справок для предоставления в различные организации, из них почти половину составляет адресная справка. Таким образом, с ее отменой количество посещений гражданами ЦОНов уменьшится на более чем 10 млн.  Единый контакт-центр, куда ежедневно обращаются порядка 12 тыс. раз, разгрузится почти наполовину. Упразднение всего одного документа разгрузит работников госорганов, ЦОНов и самих услугополучателей практически вдвое. И это не считая того, что только с начала года оптимизировано более 74 госуслуг, проактивными станут еще 17, будет реализован новый принцип «Одного заявления» и ожидается переход некоторых процессов в экстерриториальные.

«В мире уже давным-давно отказались от адресных справок, потому что все сейчас цифровизировано. За счет этого службам проверить наличие регистрации легко. Эти меры идут навстречу защите конституционных прав и избавляют нас от этой рутины, ненужности, очередей и головных болей», – считает известный юрист, директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов.

Всего три недели назад казахстанцы были вынуждены предоставлять адресные справки. Уже сегодня требование документа – незаконно. Его нельзя получить ни через «Правительство для граждан», ни через портал «Электронного правительства». Необходимость в этом документе отпала: для госорганов самостоятельно уточнить адрес проживания отныне не проблема, так как их информационные системы интегрированы с базами данных МВД. Та же ситуация с медучреждениями – они связаны с инфосистемами Минздрава, поэтому справка для прикрепления к поликлинике тоже не нужна. В школах требовать адресные справки также не имеют права, по закону родители вправе выбирать учебное заведение не по месту жительства, а по желанию, с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка. Работодатели не должны требовать адресную справку уже потому, что в Трудовом кодексе РК нет обязательств по предъявлению такого документа.

«Да, адресная справка останется в истории не только, как наиболее часто получаемая информационная справка, но и как положившая начало конца другим справкам. Теперь, вместо того, чтобы стоять в очередях, казахстанцы могут посвятить время более важным событиям», – комментирует упразднение адресных справок председатель правления «Правительство для граждан» Асемгуль Балташева.

Раньше людям приходилось ходить по нескольким инстанциям: за справкой, удостоверяющей место проживания необходимо было обращаться в адресное бюро, оформляли или выдавали паспорта в районных отделениях внутренних дел, справки о психоневрологическом состоянии в соответствующем диспансере, то же самое касалось и справки из наркологии. Спустя время люди стали получать эти бумаги в одном месте по принципу «Одного окна». Уже сегодня казахстанцам, как жителям первой и единственной страны в СНГ, оказывающей услуги проактивно, все доступно в пару кликов. Как итог, теперь цифровизация дает больше свободы и возможности поэтапного отказа от информационных справок, существующих еще со времен Советского Союза.

«Даже в СССР существовали такие справки, правда другого формата. Но уже сегодня – это прошлое и это огромнейший шаг для Казахстана. Однако этот прогресс несет и проблемы – необходимую защиту всех персональных данных. И наша страна, как успешно реализующая диджитал-проекты, должна претворять их системно, соблюдая права граждан и свободу от бюрократии», – делится мнением юрист Марат Башимов.

Таким образом, у вас больше не потребуют адресную справку при приеме на работу, в школу или медучреждения. А если и найдутся «особые люди», то о них необходимо сообщать в государственную корпорацию «Правительство для граждан».

Казахстанцы могут проверить место своей прописки в личном кабинете на портале электронного правительства egov.kz или через приложение eGov mobile. Кроме того, информацию о прописке человека можно получить посредством сервиса третьих лиц на портале «Электронного правительства», но с согласия проверяемого и только один раз. Механизм таков: интересующийся вашими данными вводит ваш ИИН на портале egov.kz и запрашивает разрешение. Если вы согласны открыть ему однократный доступ, то подтверждаете это в «Личном кабинете» портала или посредством sms. Отметим, что при этом возможность увидеть вашу личную информацию дается только тому человеку, который ее запрашивал.