Investing.com — Разговоры о возможном нарушении движения по самому важному в мире маршруту транспортировки нефти — Ормузскому проливу — возобновились на фоне ожиданий дальнейшего развития событий в противостоянии Израиля и Ирана, пишет Yahoo Finance.

По мнению аналитиков, иранская блокада или попытка такой блокады узкого пролива между Оманом и Ираном, соединяющего Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем, может легко поднять нефть выше 100 долларов за баррель и отправить цены к историческим максимумам.

Однако те же самые аналитики рассматривают нарушение работы Ормузского пролива как маловероятное событие — пока что.

Вероятность возникновения транспортного хаоса в проливе, через который проходит 21% ежедневного мирового потребления нефти, невелика, но если случится худшее, последствия будут велики не только для цен на нефть, но и для рынков природного газа, поскольку через пролив проходит СПГ из Катара.

Ормузский пролив, через который проходит в среднем 21 миллион баррелей в день, по праву называют самым важным в мире пунктом транзита нефти. Это основной экспортный маршрут ближневосточной нефти в Азию и ключевая артерия экспорта всех основных производителей в регионе, включая сам Иран.

Но только Саудовская Аравия и ОАЭ имеют действующие трубопроводы, которые могут обойти Ормузский пролив, сообщает Управление энергетической информации США.

Иран ввел в эксплуатацию трубопровод Горех-Джаск и экспортный терминал Джаск в Оманском заливе с одним экспортным грузом в июле 2021 года. На тот момент пропускная способность трубопровода составляла 300 000 баррелей в сутки, однако с тех пор Иран не использовал трубопровод, отмечает EIA.

По оценкам EIA, в случае перебоев с поставками около 3,5 млн баррелей в сутки неиспользуемой мощности этих трубопроводов может быть использовано для обхода Ормузского пролива.

Этого недостаточно, чтобы компенсировать даже один день возможной блокады.

В настоящее время нефтяной рынок не верит в возможность потрясений, связанных с поставками через Ормузский пролив, хотя в худшем случае то, что сейчас рассматривается как маловероятное, может обернуться перебоями, имеющими большие последствия.

«Практическое правило на рынках сырьевых товаров заключается в том, что если предложение сильно ограничено, то цена часто подскакивает до 5-10 раз выше своего обычного уровня», — написал Бьярне Шильдроп, главный аналитик по сырьевым товарам шведского банка SEB.

«Так что если случится худшее и Ормузский пролив будет закрыт на месяц или более, то цена на нефть марки Brent, скорее всего, подскочит до 350 долларов за баррель, мировая экономика рухнет, а цена на нефть через некоторое время снова упадет до уровня ниже 200 долларов за баррель».

«Но если посмотреть, как сейчас обстоят дела с ценами на нефть, то кажется, что рынок вообще не склонен к такому развитию событий, — говорит Шилдроп.

Риск выглядит маловероятным, в то время как и США, и Китай примут меры, чтобы вновь открыть пролив, если он будет заблокирован, добавил аналитик.

Значительное нарушение движения в Ормузском проливе поставит под угрозу 14 миллионов баррелей в сутки поставок нефти от ближневосточных производителей и значительные резервные мощности Саудовской Аравии и ОАЭ.

Такого перебоя «будет достаточно, чтобы цены на нефть достигли новых рекордных отметок, превысив рекордный максимум 2008 года — почти 150 долларов за баррель», — написал в пятницу Уоррен Паттерсон, глава сырьевой стратегии в банке ING.

В настоящее время почти все аналитики сомневаются, что эскалация на Ближнем Востоке будет настолько серьезной, что приведет к блокаде Ормузского пролива.

Ранее сегодня стало известно, что Тегеран пригрозил начать военные действия против стран Персидского залива, если они предоставят свое воздушное пространство для израильских самолетов.