О том, насколько оправдано планируемое повышение акциза на бензин в Казахстане в своем телеграмм-канале Tengenomika порассуждал Управляющий директор Центра исследований прикладной экономики Олжас Тулеуов, передает zakon.kz.

 

- Наверняка все уже слышали, что Правительство Казахстана планирует с нового года увеличить акциз на бензин, объясняя это необходимостью дополнительного финансирования соцрасходов бюджета и дестимулирования россиян вывозить наше топливо из страны. При этом, утверждается, что это не окажет значимого влияния на инфляцию в Казахстане. Далее попробуем детально проанализировать данную ситуацию, - начал свой пост экономист.

 

Читайте также: Рост на 10 тенге цен на бензин: Смаилов объяснил, почему так решили

По их оценкам, за январь-октябрь 2019 года суммарные поступления в государственный бюджет в виде акциза на бензин составили 39 млрд тенге. При этом, затраты госбюджета на социальное обеспечение и помощь за тот же период равны 2856 млрд тенге.

- То есть, акцизы на бензин покрывают сейчас лишь 1,4% всех социальных расходов. Не так уж и много на самом деле. Вместе с тем, при планируемом с января 2020 года повышении акциза на бензин в 2,25 раза, а также при росте производства бензина, как в этом году (на 12%), налоговые поступления в госбюджет по акцизам на бензин за январь-октябрь следующего года должны составить порядка 92 млрд тенге. Наряду с этим, в 2020 году в госбюджет заложено двукратное увеличение соцрасходов, следовательно за январь-октябрь 2020 года затраты бюджета на соцподдержку сложатся около значения в 5712 млрд. тенге, - рассуждает Тулеуов.

Отсюда исходит, по его словам, что в следующем году доходы государства в виде акцизов на бензин из-за их повышения смогут обеспечить 1,8% соцзатрат бюджета (против текущих 1,4%). Но если акцизы на бензин сохранить на действующих уровнях, то в 2020 году они смогут покрыть только 0,8% расходов бюджета на "социалку".

- При этом, разница между 1,8% и 0,8% на первый взгляд кажется неоправданной, чтобы повышать акциз на бензин. Однако для Минфина, у которого каждый тиын на счету, такое различие видимо играет важную роль, и он делает выбор в пользу "1,8%", но жертвует для этого некоторым ускорением инфляции, которое в Правительстве называют "незначительным". Так, по нашим расчетам, ожидаемое удорожание литра бензина на 10 тенге приведет к куммулятивному приросту инфляции за весь 2020 год на дополнительные 0,91 процентных пункта (п.п.). Сложно точно определить, насколько это "значимый" или "незначимый" прирост для инфляции. Но тем не менее, дополнительные 0,91 п.п. в сочетании с другими возможными ценовыми шоками могут создать умеренный риск для выхода инфляции из таргетируемого Нацбанком коридора на 2020 год (6-8%). Вместе с тем, рост цены на бензин, который является одним из товаров-маркеров для населения, может усилить инфляционные ожидания, - отметил экономист.

По его мнению, удорожание топлива (например АИ-92) со 152 до 162 тенге за литр никак не снизит российский спрос на него. Потому что в самой России аналогичный бензин все равно остается намного дороже - 252 тенге.

 

- Поэтому этот фактор является самым слабым аргументом в повышении акциза на бензин. Таким образом, ожидаемое увеличение акциза на бензин можно считать полуоправданным действием, так как оно поможет сохранить текущую бюджетную структуру и очень условно может усилить инфляционные риски в Казахстане, - заключил Олжас Тулеуов.