Иле-Алатауский национальный парк начал процедуру передачи четырёх земельных участков для строительства курорта "Кокжайлау", в частности для строительства дороги и коммунальных систем.

Тендер проводится классическим способом, в бумажном варианте. Информация об аренде земельных участков появилась в газете "Комсомольская правда".

Заявку на аренду четырёх земельных участков подал только один участник – управление туризма Алматы. В национальном парке пояснили, что одного участника достаточно, поскольку тендер проводится по правилам, утверждённым постановлением Правительства РК.

"Участки предоставляются на основании генплана развития парка, утверждённого 3 января 2019 года. В течение 15 дней будет составлен протокол о предоставлении участков в краткосрочное и долгосрочное пользование. В течение месяца тот, кто победил в тендере, разрабатывает эскизный проект, согласовывает с нацпарком и Комитетом лесного хозяйства и животного мира. В течение года разрабатывают проектно-сметную документацию и в течение трёх лет должны построиться", – пояснил заместитель генерального директора Иле-Алатауского национального парка Дархан Исабеков.

В тендерной документации указано, что на этих земельных участках не растут деревья, которым грозит исчезновение. Дархан Исабеков объяснил это так: "По материалам лесоустройства так написано".

Он сообщил, что не знал о готовности предварительной оценки воздействия на окружающую среду (предОВОС) по строительству дороги и объекта водоотведения для курорта "Кокжайлау". Более того, по проекту общественные слушания прошли ещё 4 ноября 2018 года. Согласно документам, на земельных участках, которые нацпарк выставил на тендер, будут вырубаться краснокнижные растения.

В предОВОС ТЭО "Строительство курорта "Кокжайлау" (опубликован на официальном сайте проекта курорта "Кокжайлау) сказано, что под вырубку попадают 5243 дерева, в том числе яблоня Сиверса – 433 штуки, абрикоса обыкновенного – 180 штук. Яблоня Сиверса значится под №114, а абрикос обыкновенный – под №117 в перечне редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Основная угроза – нарушение местообитания.

"Про краснокнижные что могу сказать? Ничего не могу сказать. Сегодня вскрытие конвертов. Мы смотрим их документацию. Когда хотя бы одно дерево в нацпарке вырубается, нужно провести общественные слушания. Дорогу не будут расширять, они просто отремонтируют существующую", – сказал Дархан Исабеков.

В предОВОС по строительству дороги и объекта водоотведения для курорта "Кокжайлау" сказано, что по Закону РК "Об особо охраняемых природных территориях" вырубать краснокнижные деревья можно только на основании решения Правительства РК и только в трёх случаях:

  • для размножения в специально созданных условиях;
  • для научных исследований;
  • для селекции.

То есть для строительства дороги и курортов вырубать редкие растения нельзя.

В проекте предлагается три варианта решения проблемы с краснокнижными растениями:

1. Запрет производства каких-либо работ в связи с возможным нарушением природоохранного законодательства и вынужденным уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.

2. Произвести генетическую экспертизу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений (яблони Сиверса и абрикоса обыкновенного) и в случае подтверждения создать в лесничестве лесосеменной участок по восстановлению лесного фонда по этим позициям. Но этот вариант признан затратным.

3. Предлагается альтернатива: использовать типовые правила содержания и защиты зелёных насаждений, правил благоустройства территорий городов и населённых пунктов, то есть высадить в пять раз больше краснокнижных деревьев, чем было уничтожено. Но этот вариант также труден для исполнения, поскольку отсутствуют питомники по выведению саженцев яблони Сиверса и абрикосов обыкновенных, нет посадочного материала. Кроме этого, отсутствуют в сметной базе РК соответствующие позиции по редким видам растений, что осложняет процесс определения итоговой стоимости компенсационной посадки.

Результаты тендера будут известны через 15 дней.

 

Строительство горного курорта на Кок-Жайляу стало одной из самых обсуждаемых и горячих тем в Алматы. Прочитать все материалы о строительстве объекта можно здесь.