Подписание конвенции способно решить вопрос стабильного развития Каспия, прибрежных государств, политико-правовой военной, экономической ситуации на этом уникальном море, сказал эксперт.

Главным итогом прошедшего Актауского саммита стало подписание конвенции о статусе Каспийского моря. Директор Института современных исследований Евразийского национального университета имени Гумилева Мухит-Ардагер Сыдыкназаров рассказал корреспонденту BNews.kz о том, что даёт подписание этой долгожданной конвенции.

"Принятие Конвенции это огромное достижение новейшей истории Независимости Казахстана, так как она даёт нашим будущим поколениям чёткую политико-правовую определённость в отношениях с прибрежными государствами. Принятие конвенции означает совершенно новый этап историко-политического, экономического развития сотрудничества на Каспии. В будущем портфеле переговоров прибрежных государств Конвенция будет всегда тем документом к которому будут апеллировать, ссылаться", – сказал Мухит-Ардагер Сыдыкназаров.

Эксперт отметил, что конвенция – это этап эволюции согласования интересов пяти прикаспийских государств, поскольку ранее углеводороды, огромные акватории, разнонаправленные интересы различных внешне системных геополитических игроков, основных мировых центров силы на фоне с достаточно противоречивыми интересами самих каспийских государств на Каспии проходили в формате мирных межгосударственных, дву- и многосторонних переговоров.

"В экономическом плане Каспий – это 70 млрд баррелей нефти, 15 триллионов кубометров газа. Каспий сейчас это уже новый Каспий. Каспий советского времени по углеводородной добыче был скорее маргинальным. Появление же трёх новых суверенных государств естественным экономическим образом усилили конкуренцию на Каспийском море. Для нас Каспий это то же самое, что Персидский залив для стран Залива – арабских монархий и Ирана, Мексиканский залив для США. Спокойствие и предсказуемость в дальнейших решениях в экономической и экологической сферах, вот что даёт конвенция", – отмечает Сыдыкназаров.

По его словам, во-первых, юридическая ясность, "где чьё", и "что кому принадлежит" позволит инвесторам работать в потенциально неконфликтном как политически, так и юридически поле. Более того, это зеркально отразится в национальных законодательствах каспийских государств, повысив ответственность каждого прибрежного государства за правильное и безопасное использование недр Каспия в своей части моря, обеспечивая возможность эффективного правового регулирования такой деятельности на основе национального законодательства, скоррелированного с конвенцией.

Во-вторых, отмечает спикер, ранее в условиях различного толкования тех или иных международно-правовых документов решения о разработке природных ресурсов принимались отдельными странами единолично. Часто к этому процессу привлекались третьи стороны, причём последние помимо реализации здесь своих сугубо экономических интересов преследовали далеко идущие военно-политические цели. С принятием конвенции это должно жёстко ограничиваться её рамками.

В-третьих, продолжает эксперт, правовая ясность позволит, условно говоря, избежать права сильного на Каспии. Каждый неверный шаг любой региональной державы на Каспии уже будет восприниматься не как шаг в условиях правовой неопределённости, а как нарушение достигнутой международной Конвенции.

В-четвертых, по мнению Сыдыкназарова, правовая определённость подвигнет государства к более точечному и активному решению экологических проблем на Каспии: "Теперь ясно, кто хозяин у какой части моря, а вкупе ответственность будет лежать на всех солидарно. Часть экологических проблем уже на повестке дня, часть - может осложнить экосистему моря уже в среднесрочной перспективе всерьёз и надолго. Нельзя забывать печальную судьбу такого же внутреннего водоема, коим было Аральское море. Правовое поле для Каспия позволит ограничить чрезмерную нерегламентированную эксплуатацию биологических ресурсов, приступать к регенерации редких, в том числе и из Красной книги, и виды, практически совместно защищать биоразнообразие этого красивейшего мирового водоёма, среды снизить порог уязвимости уникальной экосистемы Каспия, где много эндемичной флоры и фауны".

Политолог предположил, что в будущем на Каспии большую остроту приобретёт вопрос о покинутых, более не эксплуатируемых сооружениях на континентальном шельфе, поскольку месторождения нефти, газа, других минеральных ресурсов исчерпаемы. Рано или поздно подобные установки и сооружения на шельфе станут ненужными, и возникнет проблема их экологически безопасной ликвидации.

"Очевидно, что оставленные на месте по окончании использования буровые установки, трубопроводы и другое оборудование представляют повышенную опасность для окружающей среды и судоходства. Собственники таких сооружений заинтересованы в экономии финансовых средств, необходимых на их демонтаж и удаление. А другие пользователи моря, выражающие, например, интересы торговых, судоходных, морских рыболовных, рекреационных компаний, заинтересованы в том, чтобы эти сооружения были убраны. В настоящее время число установок и сооружений различного назначения в морских акваториях всё возрастает, то можно представить, насколько серьёзной является данная проблема", – сказал эксперт.

В-пятых, точка в правовом поле по Каспию позволит обустраивать надёжные, в том числе альтернативные транспортно-логистические пути и сопутствующую инфраструктуру.

В-шестых, как подчеркнул эксперт, принятие конвенции по международно-правовому статусу Каспийского моря позволит решить вопросы безопасности каспийских государств. Решение вопроса позволит снизить либо вообще нейтрализовать имевшийся конфликтный потенциал ряда каспийских государств, мешавших их политическому и экономическому сотрудничеству. 

По мнению эксперта, Каспий не на словах, а на деле должен стать регионом мира и сотрудничества, а не разногласий. У всех стран существуют реализованные, реализуемые или планируемые инвестиционные проекты, список месторождений, которые нужно разрабатывать и на которые нужно привлекать средства.

"Наличие доброй политической воли всех потенциальных участников такого процесса, помноженная на экономическую интеграцию в бассейне Каспийского моря вместо конфронтации, должна стать императивом национальных интересов прикаспийских государств", – сказал Мухит-Ардагер Сыдыкназаров.

Источник: bnews.kz

Фото: bnews.kz