Реконструкция дороги Талдыкорган – Усть-Каменогорск может закончиться, толком и не начавшись. Генеральный подрядчик, китайская компания CITIC Construction, уже в начале работ столкнулась с трудностями, которые грозят поставить крест на проекте.
Расcказать Вконтакте

Для начала стоит отметить, что договоренность о реконструкции дороги была подписана еще в сентябре 2015 года, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев нанес визит лидеру Китая Си Цзиньпину. Главы государств подписали договор, в котором было прописано участие китайской стороны. Это и финансирование проекта, и участие в нем китайской строительной компании.

Протяженность дороги – 764 километра. Половину из нее должна построить CITIC Construction, а вторую половину ТОО «К-Дорстрой» совместно с ТОО «Централ Азия Тодини».

Однако у китайской компании на первом этапе работ возникли проблемы – она не может получить грунт, необходимый для строительства дороги. Причина заключается в том, что весной 2018 года были приняты поправки в Земельный кодекс, согласно которым иностранные компании лишены возможности пользоваться казахстанской землей.

"Два года назад, когда наша компания подписывала договор о строительстве дороги, этих поправок не было. И мы не могли предвидеть данную проблему. В смете строительства дороги расходы на грунт не предусмотрены, мы должны были получать его бесплатно, как и любая строительная компания. Нашей обязанностью было лишь заплатить некоторые налоги", - рассказал заместитель директора проекта по строительству дороги Ян Бо.

Он также сообщил, что CITIC Construction получили официальное письмо от министерства по инвестициям и развитию.

"В нем написано, что все разрешения, полученные до внесения поправок в Земельный кодекс, действительны. Лица, которые получили разрешения, имеют право дальше работать. Однако местные земельщики говорят «нет, вы же все-таки иностранная компания». И министерство юстиции говорит, что нельзя", - продолжил Ян Бо.

По его словам, компания неоднократно пыталась уверить чиновников, что разрешение для CITIC на добычу грунта, хотя бы временное, не принесет ей коммерческой выгоды. Используемый грунт никуда не будет вывезен – он останется лежать под дорогой.

"Если мы будем покупать грунт, то дорога станет «золотой». Для компании это будут убытки. Я уже сообщил своему руководству в Пекин. Оно сказало, что если дальше так и будет, то нам придется просто уехать", - заявил Ян Бо.

В настоящий момент CITIC Construction не оставляет надежд решить вопрос путем переговоров как на местном уровне, так и в Астане, однако перспективы туманны.

"Земельный вопрос очень чувствительный для ваших чиновников. Исполнительные органы боятся брать на себя ответственность. В итоге наши работы уже в ближайшее время могут быть приостановлены. Это убытки для компании. А также убытки для сотрудников, которых мы взяли среди местного населения. Не будет грунта – не будет и работы, соответственно, не будет и зарплаты. А им надо семьи кормить", - подытожил Ян Бо.

По словам Бо, в Китае земельные вопросы решает заказчик, а не подрядчик, что позволяет строителям сосредоточиться непосредственно на строительстве, а не оформлении бумаг. В Казахстане же, по его ощущениям, многие вопросы слишком зарегулированы и требуют огромных усилий, чтобы просто выполнить условия договора о строительстве.

 

Источник: nur.kz

Фото: static-nur.akamaized.net