Налоговый кодекс пополнился почти на 100 новых статей. Об основных изменениях, произошедших в налоговом законодательстве  в 2018 году, и нововведениях 2019 года рассказал консультант департамента налогов и права компании «Делойт» Руслан Жаркинбаев. 

– Руслан, назовите основные изменения, которые произошли в налоговом законодательстве в 2018 и наступившем 2019 годах.

– Как известно, с 1 января 2018 года введен в действие новый Налоговый кодекс. Он стал больше по количеству статьей (773 статьи против 687), при этом большая часть статей введена в действие с 1 января 2018 года.

Введены нормы, направленные на стимулирование развития бизнеса, расширение налоговой базы в несырьевом секторе, оптимизированы налоговые льготы, пересмотрены специальные налоговые режимы и введены новые механизмы налогового администрирования.

– На Ваш взгляд, какие из принятых за последние два года изменений стали наиболее значимыми?

– Важным социально значимым изменением стало исключение с 1 января 2019 года из налогооблагаемого дохода работника, чей начисленный месячный доход не превысил 25-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), суммы в размере 90% от такого налогооблагаемого дохода (25 МРП в 2019 году – это 63 125 тенге). Так, при начисленном доходе в 60 тыс. тенге сумма индивидуального подоходного налога (ИПН) вместо 1500 тенге составит 150 тенге, то есть экономия составит 1350 тенге. А с учетом повышения размера минимальной заработной платы (МЗП) в 2019 году на 50,3% и в 2017 году на 15,6% (а не на 7%, как в 2013–2017 годах) реальная экономия условно составит более 2300 тенге.

Кроме того, Законом РК от 28 декабря 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан и противодействия теневой экономике» принята норма в части освобождения от НДС при реализации готовой продукции на территории специальной экономической зоны «Астана – новый город» между ее участниками, которая введена в действие ретроспективно с 1 января 2018 года.

Законом от 28 декабря 2018 года также введена налоговая амнистия для субъектов малого и среднего бизнеса по списанию пеней и штрафов при условии уплаты основной суммы налога. В связи с чем налоговыми органами в настоящее время проводится работа по списанию пеней и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 октября 2018 года, в случае оплаты основной суммы налога.

– Какие проблемы решили принятые изменения?

– Налоговый кодекс стал более подробным и понятным. Во избежание двойного толкования даны определения многим терминам и введены некоторые новые понятия.

В частности, введен важный принцип добросовестности налогоплательщика. В соответствии с ним предусматривается, что при рассмотрении жалобы налогоплательщика на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. При этом штрафы и пени не должны начисляться в случае, если налогоплательщик руководствовался индивидуальным письменным разъяснением налогового органа, которое впоследствии было отозвано, признано ошибочным или вместо него направлено новое, иное по смыслу разъяснение. При этом обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства, возлагается на налоговые органы.

В целом прошло еще не так много времени после введения в действие данного принципа, поэтому налоговые органы и суды всех инстанций имеют возможности для его более полноценной реализации.

Следует также отметить, что некоторые новшества в части механизмов налогового администрирования введены в действие с 1 января 2019 года. В частности, это дифференцированный подход на основе градации налогоплательщиков в зависимости от степени риска (высокая, средняя, низкая), горизонтальный мониторинг, контрольный счет НДС, стандартный файл проверки и т. д.

– Насколько эти меры усиливают прозрачность налоговой отчетности?

– В настоящее время оптимизация налоговой отчетности проводится по мере изменения налогового законодательства путем введения налоговых регистров, объединения нескольких форм отчетности в одну и т. д.

Такая оптимизация налоговых форм проводится в рамках обязательства налогоплательщиков по выписке электронных счетов-фактур.

Внедрение новых информационных систем (ЭСФ, «Виртуальный склад») при оптимизации призвано увеличить прозрачность налоговой отчетности.

Органами государственных доходов также планируется провести оптимизацию процессов налоговой отчетности в рамках разрабатываемой новой информационной системы «ИСНА» в связи с устаревшими и ограниченными техническими возможностями действующих с 2009 года информационных систем КГД МФ, в которых осуществляется прием и обработка налоговой отчетности.

– А как, на Ваш взгляд, поправки отразились на бизнесе?

– Изменения налогового законодательства в целом были направлены на улучшение бизнес-среды, в том числе для субъектов малого предпринимательства.

В частности, для субъектов малого бизнеса Налоговым кодексом был сохранен специальный налоговый режим на основе патента. Отменен социальный налог, ранее составлявший 1% от объекта обложения. При этом ставка ИПН для лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, сохранена на уровне 1% от объекта обложения, за исключением доходов, полученных с использованием наличных расчетов. По таким доходам ставка ИПН увеличена до 2% от объекта обложения.

Также сохранен специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен единый предел по размеру доходов в 2044-кратном размере МЗП (что в 2018 году составило чуть более 57,8 млн тенге за полугодие) и численности работников (не более 30 человек). До 2018 года верхний предел доходов составлял 2800 МЗП и 1400 МЗП соответственно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а предел по численности работников – соответственно 50 и 25 человек. Сохранены ставка корпоративного и индивидуального подоходного налога (на уровне 3% от дохода, без учета вычетов), а также действующие ограничения, в том числе по видам деятельности.

Кроме того, с 1 января 2018 года введен специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета в размере 30% от суммы совокупного годового дохода.

 

Налоговым кодексом также предусмотрено налоговое стимулирование при электронной торговле товарами. В частности, в случае соблюдения определенных условий налогоплательщику предоставляется льгота в виде уменьшения исчисленного корпоративного подоходного налога на 100% или уменьшения облагаемого дохода индивидуального предпринимателя и облагаемого дохода физического лица. При этом невыполнение определенных условий не ограничивает субъекта предпринимательства в электронной торговли. 
Это налоговое стимулирование призвано способствовать развитию в стране электронной торговли товарами общего потребления.