Как мировые цены на нефть могут отразиться на курсе национальной валюты, и стоит ли ожидать девальвации тенге в ближайшее время и среднесрочной перспективе, рассуждает заместитель директора Центра исследований прикладной экономики Олжас Тулеуов в посте в своем телеграмм-канале Tengenomika, сообщает Zakon.kz.

 

- Похоже, что летнее напряжение для тенге, начавшееся с хайпожорских рассылок многоуважаемого Каппарова о скором девальвационном армагеддоне и продолжившееся серьезной экскалацией торговых споров между КНР и США с наступлением осени постепенно спало. При этом дальнейшие перспективы факторов курса тенге выглядят весьма оптимистичными, особенно если говорить про нефть, – считает экономист.

 

Так, по его словам, к концу лета рынок нефти выглядел довольно сбалансированным, и цена за баррель Brent около 60 USD была вполне стабильной оценкой среднесрочной динамики показателя.

Однако события на Аравийском полуострове нарушили данный баланс, с одной стороны создав сбои в поставках саудитской нефти на рынок, с другой стороны - "затребовав" дополнительную премию за риск в нефтяных ценах от возможных повторных атак на объекты нефтедобычи и нефтепереработки в Саудовской Аравии.

Вместе с тем из-за этих же событий резко усилилась напряженность в ближневосточном регионе и в отношениях между США и Ираном, более того, чаще стали звучать речи политиков о вероятном военном конфликте. Все эти моменты, безусловно, сдерживают в краткосрочном, а может даже и в среднесрочном периоде цены на нефть (Brent) от серьезного падения c новых уровней около 65 USD за баррель.

 

- При этом напомним, что утвержденный правительством проект республиканского бюджета Казахстана на 2020-2022 годы был сверстан для цены на нефть в 55 USD за баррель и курса USDKZT в 380, то есть для сценария 20 900 тенге за баррель Brent. По факту же при минимальной цене нефти в 65 USD за баррель и текущем курсе USDKZT в диапазоне 385-387, баррель нефти в тенге будет стоить 25 000 тенге, то есть на 20% выше изначально заложенного в бюджет параметра. Это, в свою очередь, значит, что со стороны бюджетных процессов в дальнейшем давление на курс тенге в виде необходимости его обесценения будет полностью отсутствовать, – отметил Олжас Тулеуов.

 

Что же касается объемов добычи нефти, а следовательно и ее экспорта, то, по словам экономиста, в Казахстане также наблюдается некоторая позитивная динамика.

Так, если за первое полугодие 2019 года добыча нефти в стране на фоне ремонтных работ на крупных месторождениях упала на 2%, то уже по итогам января-августа величина падения сократилась до 0,3%, и все благодаря росту на 2,8% добычи сырья в Атырауской области, на долю которой приходится 53% всей нефтедобычи в стране.

 

- При сохранении данной тенденции высока вероятность достижения по завершению 2019 года 90-91 млн тонн добычи нефти и газового конденсата, что превышает ожидания Минэнерго на текущий год (89 млн тонн). В этом случае объемы экспортной выручки от продажи нефти также улучшатся, увеличив валютное предложение внутри страны и снизив тем самым давление на курс тенге. Таким образом, положение дел на рынке нефти как внутри страны, так и на внешних просторах указывает на то, что с фундаментальной точки зрения девальвации тенге в ближайшее время и среднесрочной перспективе не предвидится, – подытожил Олжас Тулеуов.