Акцизный рост

  • - 06 Ноябрь 2019 18:30:00
  • Экономика

Возможное увеличение акцизов на бензин и дальнейший рост цен на топливо стали одной из самых обсуждаемых тем последних дней. Из 3 млн автомобилей в стране более 70% составляют машины старше 10 лет. Несмотря на этот показатель, Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) ставит цель: в ближайшем будущем более 50% машин в стране должны быть не старше трех лет. К тому же «гибридные» тенденции не обходят Казахстан стороной, рассказала в интервью корреспонденту еженедельника «Капитал.kz» вице-президент АКАБ Анар Макашева.

«Об эффективности такой меры, как повышение акцизов, пока сложно говорить, так как нужно посмотреть все постановления. На мой взгляд, увеличение акциза на бензин и, соответственно, удорожание ГСМ мало отразится на новых автомобилях. Больше и в худшую сторону акциз повлияет на категорию старых автотранспортных средств. Сейчас на нашем рынке более 70% – машины старше 10 лет. Но ситуация постепенно меняется. Автопарк постоянно обновляется за счет новых автомобилей местного производства», – сказала Анар Макашева.

Министерское трио

Об изменениях акцизных ставок на ГСМ уже высказались три министра. Действующий акциз на один литр бензина в стране составляет 8 тенге. По словам главы министерства национальной экономики Руслана Даленова, обсуждается предложение увеличить акциз еще на 10 тенге с литра. В итоге акциз на литр АИ-92 может составить 18 тенге. По поводу конечной стоимости бензина после увеличения пошлин глава Миннацэкономики высказался весьма неоднозначно.

«Если акциз пойдет сверху, то, я думаю, на 6% (подорожает бензин, – ред.). Если внутри, то останется (цена, – ред.) прежней. Предельно на 10 тенге может подорожать. Двукратный рост ни у кого в голове не укладывается. Все должно быть соразмерно доходам», – сказал Даленов в кулуарах сената 17 октября.

В то же время идею о повышении акцизов категорически опроверг глава министерства энергетики Канат Бозумбаев.

«Попрошу слухи, инсинуации и домыслы прекратить. Ничего мы менять не собираемся, включая акцизы», – заявил Бозумбаев журналистам в кулуарах правительства 22 октября.

Вместо этого он предложил отменить налог на малолитражные автомобили (до трех литров), чтобы в какой-то степени компенсировать повышение акциза для наиболее уязвимых слоев, которые владеют автотранспортом.

На следующий день позицию Кабмина высказал первый заместитель премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов.

«Акциз все равно поднимался и планово должен был подниматься, потому что цены на нефтепродукты в России и Кыргызстане значительно выше, чем в Казахстане. Если мы сейчас немножко не повысим акциз, то у нас большие объемы будут вымываться из страны. И в итоге это приведет к дефициту. И если контролируемого роста акцизов мы не сделаем, то может быть бесконтрольный рост цен в будущем», – считает он.

Чего ждать

По данным АКАБ, с начала 2019 года на покупку автомобилей казахстанского производства было потрачено 208 млрд тенге, это на 73% больше, чем в прошлом году. Рейтинг наиболее востребованных брендов местной сборки возглавляет Lada: на территории республики продано 10 913 автомобилей. Затем следует Hyundai с показателем 9954 реализованных автомобиля. Далее идет KIA – 2339 машин, Ravon – 1560 авто и Skoda – 790 машин.

– Анар, 90% производимых в Казахстане автотранспортных средств работают на бензиновом двигателе. Есть ли тенденция производства экологичных автомобилей?

– Бензиновые двигатели, конечно, превалируют на рынке. Однако даже на бензине мы делаем продукт, который отвечает всем современным требованиям. Постепенно наши производители переходят на выпуск авто с альтернативными двигателями. Если взять автобусы, то практически все они производятся в Казахстане на газовом топливе. Кроме этого, импортеры также стали предлагать более экологичные автомобили. Все более популярными среди казахстанцев становятся гибридные авто. Эта тенденция сейчас идет.

 Почему растут цены на одни и те же модели автомобилей местного производства?

– Разница в стоимости между механической коробкой передач и автоматом примерно в 200 тыс. тенге. Цена выше, поскольку у одной и той же модели разные опции. С точки зрения базовой стоимости цена на ту или иную модель никак не изменилась.

– Что вы думаете об экологическом налоге на бензин, который планируют ввести во Франции? И возможно ли, что такой введут в РК?

– Вопрос в том, насколько это целесообразно делать в нашей стране, поскольку с точки зрения технического регламента у нас достаточно экологичное топливо класса К4, К5. Уже на многих заправках есть 92-й бензин, который соответствует евростандартам. Так что чем экологичнее топливо, тем меньше оно облагается соответствующим налогом. Между тем уже сегодня есть информация, что правительство может перенести сроки повышения акциза на бензин с 1 декабря 2019 года на 1 января 2020 года. Соответствующий проект постановления правительства о внесении изменений в постановление от 6 апреля 2018 года №173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» размещен 21 октября на сайте «Открытые НПА». Проект постановления находится на публичном обсуждении до 4 ноября и в случае принятия вводится в действие с 1 января 2020 года. Согласно пояснительной таблице к проекту постановления, акциз на оптовую реализацию бензина предлагается увеличить с 10 500 тенге за тонну до 24 435 тенге, на розничную реализацию – с 11 000 тенге до 24 935 тенге. Акциз на импорт также планируется повысить с 10 500 тенге до 24 435 тенге. Как указывается в пояснительной записке к проекту, принятие документа направлено на недопущение ценовой диспропорции и возникновения дефицита светлых нефтепродуктов на рынке Казахстана.