Глава консалтинговой компании CSI Олжас Худайбергенов озвучил 10 шокирующих прогнозов для казахстанской и мировой экономики, передает корреспондент Tengrinews.kz. Участники Форума стратегических инициатив обсудили вероятность прогнозов и последствия, к которым они могут привести. Повторить Худайбергенов уточнил, что они не отражают базовый сценарий, вероятность их исполнения меньше 1 процента. Они относятся к маловероятным, но недооцененным событиям, из-за которых финансовые рынки может накрыть ударной волной, если пророчества сбудутся.

1. Китай переведет на юани всю торговлю с соседними странами, в первую очередь с Казахстаном и Центральной Азией. Чтобы обогнать японскую йену и британский фунт стерлингов в мировой доле в резервах и в мировых трансграничных платежах, Китай наращивает инфраструктуру через постоянное увеличение кредитования в юанях, создание собственных аналогов Всемирного банка (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), неофициального увеличения золотых запасов до 10 тысяч тонн. Теперь еще открыта возможность торгов сырьевыми товарами в юанях. Все это позволит до конца 2020 года перевести все торговые операции с Казахстаном и Центральной Азией в юани. Заведующий центром стратегических разработок и анализа Администрации Президента Айдын Кульсеитов считает этот прогноз очень маловероятным. "Вы сказали, что Китай очень сильно начал наращивать золотые запасы. Но надо отметить, что в топ-5 стран, которые наращивают золотые запасы за последние 2-3 года, входят Китай, Россия и Казахстан. Вероятность прогноза низкая. Все будет происходить достаточно плавно в зависимости от того, выгодно или не выгодно это будет Казахстану, России и так далее", - уверен Кульсеитов.

2. В 2019 году число иностранных банков в РК превысит число казахстанских, а в 2025-м их доля в кредитовании экономики составит больше 50 процентов. В настоящее время 13 коммерческих банков Казахстана иностранные. Их совокупная доля в кредитах не превышает 15 процентов. Следствием вступления в силу правил ВТО с 2022 года станет активное вхождение филиалов российских и китайских банков. Это приведет к тому, что 300 крупнейших компаний будут обслуживаться и кредитоваться в иностранных банках.

3. В 2019 году Турция выйдет из НАТО и станет членом ШОС, а в 2020 году заключит соглашение о едином рынке с ЕАЭС. Ухудшение ситуации в Турции, продолжение санкционной политики США и отказ от предоставления американских систем ПВО окончательно закрепят сделку по приобретению российских систем ПВО. НАТО поставит ультиматум Турции об отказе от сделки либо выходе из НАТО. Турция выйдет из НАТО и войдет в ШОС. Турция пойдет на региональную интеграцию с Россией и Китаем в формате единого рынка.

4. Российский рубль станет резервной валютой для стран ЕАЭС к 2020 году, а к 2025 году станет единой валютой. Обострение отношений между США и Россией с Китаем создает предпосылки для усиления региональной интеграции, а присоединение Турции в формате соглашения о едином рынке с ЕАЭС поставит вопрос об использовании рубля в качестве резервной валюты стран ЕАЭС. Усиление Китая в банковском секторе стран ЕАЭС вынудит Россию продавливать идею замены национальных валют на рубль. "К прогнозам по валютам Китая и России отношусь скептически и считаю их маловероятными. Неважно, в какой валюте вы делаете расчеты. Вопрос в другом: в какой валюте происходит ценообразование того или иного товара. Оно происходит в долларах, и так будет еще много-много лет. Потому что на сегодня все основные биржи торгуют в долларах, котировки нефти считаются в долларах", - прокомментировал эксперт Галим Хусаинов. Эксперт "дал" еще 10 лет жизни доллару

5. Казахстан пойдет на заморозку соглашения с ВТО. После того как определится отсутствие компромисса между странами G-20, Вашингтон откажется подчиняться решениям суда ВТО по искам стран на протекционистские меры США. Президент США Дональд Трамп приостановит участие США в ВТО и прекратит финансирование своей части обязательств. Это заставит большинство стран также пересматривать подходы к сотрудничеству в рамках ВТО вплоть до заморозки, делая упор на региональные торговые соглашения.

6. В 2019 году США впервые объявят санкции в отношении Казахстана в рамках обострения американо-российских отношений. Дальнейшее обострение отношений между США и Китаем приведет к тому, что большинство российских госкомпаний и банков попадут под санкции. Вследствие этого часть казахстанских государственных и частных компаний попадут в серый список.

7. В следующие три года обновится 90 процентов списка 50 богатейших бизнесменов по версии Forbes Kazakhstan. Ухудшение внутренней экономической обстановки на фоне усиления банковского надзора приведет к смене владельцев большинства финансовых и нефинансовых активов. Процесс будет усиливаться за счет активной кампании развитых стран по проверке всех капиталов на предмет сомнительного происхождения.

8. Казахстан вернется в начало 2000-х годов в части экономических реформ. Снова будет отделено Агентство финнадзора от Нацбанка, будет возвращено частное управление пенсионными активами. Налоговая политика вернется к формату начала 2000-х годов, особенно по уровню нагрузки.

9. Казахстан вступит в фазу техногенных катастроф. Нестабильная внешняя конъюнктура приведет к резкому снижению рентабельности коммунальных сетей, а также отказу от инвестиционных планов на следующие несколько лет. Локальный контроль над технической инфраструктурой будет ослаблен. Это вызовет серию аварий на крупнейших коммунальных объектах страны. "АЭС у нас нет. По энергетике, несмотря на все перипетии, надо отметить, что надежность энергосистемы за последние 10 лет возросла. Техногенные катастрофы возможны на отдельных ТЭЦ. У глобальных техногенных катастроф вероятность не очень высокая", - прокомментировал Айдын Кульсеитов.

10. Внешний долг Казахстана превысит 200 процентов от ВВП к 2022 году. Нестабильная внешняя конъюнктура приведет к серии девальваций, вследствие чего номинальный ВВП в долларовом выражении упадет ниже 100 миллиардов долларов. Рост внешних заимствований, в том числе госсектором. Вырастет внешний долг с 164 до 200 миллиардов долларов. "Надо четко понимать, что такое внешний долг. У государства он относительно небольшой, меньше 40 процентов. Если говорить о задолженности коммерческих структур, он может быть больше. Так что 164 миллиарда, в основном, это задолженность межфирменная, между материнскими компаниями и дочерними организациями в Казахстане", - пояснил Айдын Кульсеитов.

 

Источник: tengrinews.kz

Фото: tengrinews.kz