На нефтяном месторождении Каламкас в Мангистауской области продолжается пожар, огнеборцам пока не удается справиться с огнем. Если заглянуть в историю, то ЧП даже большего масштаба случилось на Каспии более 30 лет назад. Тогда пожар не могли потушить почти год. Zakon.kz вспомнинает ту страшную катастрофу.

Начальник отдела гражданской обороны ДЧС Мангистауской области Бекболат Абдикадыров заявил, что на месторождении Каламкас продолжает гореть газоводяной фонтан высотой 10-15 метров на площади 900 квадратных метров, образовавшийся в результате выброса газоводяной смеси – грифон. При этом ни одна из скважин на месторождении Каламкас не подверглась возгоранию. Грифоном называют выход подземной воды из водоносной породы сосредоточенной струей, поднимающейся выше поверхности земли или дна водоема.

Ликвидаторы героически, всеми силами борются с огнем на месторождении Каламкас, но потушить пламя на нефтяных месторождениях - очень трудная задача, требующая привлечение сложных технических средств, а также героизма людей, которые отважно идут в огонь.

ЧП на нефтяных месторождениях неразрывно связаны с развитием технологий, люди рискуют во имя будущих достижений науки и техники. Чаще всего удается все просчитать заранее, но иногда случаются непредвиденные аварии. Более 30 лет назад в Казахстане случилось ЧП, которое навсегда осталось в истории как одно из беспрецедентных происшествий. К сожалению, традиционными методами и техническими средствами из-за высокой концентрации токсических компонентов и огромного запаса нефти ликвидировать нефтяной фонтан тогда было сложно, ликвидаторы аварии столкнулись с проблемами, о которых не знали ранее. Да и сейчас побороть огонь в условиях, когда в любой момент все вокруг может превратиться в адский котел- пусть и выполнимая, но очень опасная и трудоемкая задача.

25 июня 1985 года на нефтяной площади "Тенгиз" на восточном побережье Каспийского моря (ныне это Атырауская область) горел нефтяной фонтан. Он вырывался с глубины 5000 метров и пламя достигло высоты 200 м, температура на устье достигала 1500 градусов. Ту трагедию до сих пор называют одной из самых крупнейших в мировой практике.

 

В самый пик работ в июне 1985 года с глубины более 4 тыс. метров рванул ввысь неуправляемый нефтегазовый фонтан, из-под земли свечой вылетело 4 км бурильных труб. Через несколько часов открытый фонтан нефти и газа загорелся. Почва от колоссального нагревания превращалась в стекловидную массу.

 

С этого момента датируется героико-трагическая эпопея по глушению гигантского фонтана на злополучной скважине NN 37, которая продолжалась больше года и завершилась только в июле 1986 года. К слову, разведочная скважина NN 37 Балыкшинского объединения “Эмбанефть” была заложена для уточнения геологического строения структуры и оценки запасов нефти.

По разным оценкам, тогда в воздухе ежесуточно сгорало 12–15 тыс. тонн нефти и 6–8 млн кубометров попутного газа, общие потери на месторождении составили порядка 5–6 млн тонн жидких и 2,4–3,2 млрд кубометров газообразных углеводородов, в денежном выражении минимальная сумма потерь вплотную приблизилась к 1 млрд долларов. Ликвидацией аварии на протяжении 398 дней (с 23 июня 1985 по 27 июля 1986 год) занимались лучшие специалисты СССР в условиях строжайшей секретности под руководством первого вице-министра нефтяной промышленности СССР, знаменитого ученого, одного из крупнейших в мире специалистов по ликвидации мощнейших нефтяных и газовых фонтанов Валерия Игревского.

 

По свидетельствам, изложенным в научной статье академика Муфтаха Диарова, было испробовано множество способов погасить пламя - с воздуха, из-под земли. Предлагали сбросить с неба или протащить по земле на жерло горящей скважины, как крышку, многотонную стальную нашлепку. В итоге через год скважину № 37 удалось заглушить с помощью бурения двух технологических наклонных скважин с выходом на аварийный ствол на глубине 3 500 метров с последующим применением глубинных направленных взрывов изнутри.

 

 

При ликвидации аварии не обошлось без человеческих жертв. Несмотря на все предпринятые меры безопасности, при ликвидации газонефтяного фонтана на Тенгизе погиб помощник командира отряда Полтавской военизированной противофонтанной части министерства геологии Украинской ССР Владимир Бондаренко. Во время работ по устранению аварии испытывали новый теплоотражательный материал - асбестофиниловую ткань. Все ликвидаторы аварии проявили мужество и героизм.