Сложности перехода недропользователей на типовой контракт
- - 04 Март 2019 14:00:00
- Экономика
После принятия нового Кодекса «О недрах и недропользовании» (далее –Кодекс) у недропользователей появилась возможность обновить свои обязательства путем перехода на типовой контракт по недропользованию (ТК). Но они не спешат это делать из-за неопределенности по налогообложению.
Что дает недропользователю переход на типовой контракт?
Условия ТК являются более привлекательными по сравнению с текущими обязанностями недропользователей, а именно: предусматривается их освобождение на этапе разведки от инвестиционных обязательств в области:
В настоящее время обычно на обучение казахстанских кадров и на научно-исследовательские работы недропользователи ежегодно расходуют не менее одного процента от ежегодных инвестиций по контракту, что может доходить до $100 тыс. На социально-экономическое развитие региона в среднем недропользователи тратят еще $100 тыс. Таким образом, освобождение от данных платежей будет существенным подспорьем для недропользователей.
В определенных Кодексом случаях переход на ТК является обязанностью недропользователя. И при добровольном, и при принудительном переходе на ТК важна возможность получения возмещения недропользователем затрат, произведенных во время геологоразведки.
Суть возмещения затрат недропользователя
Размер инвестиций, вкладываемых недропользователями при разведке и добыче углеводородного сырья, довольно высок. Например, расходы на сейсморазведочные работы 3D составляют около $2,5 тыс. за 1 кв. км участка, а бурение скважины глубиной в 1000 м – не менее $2 млн.
При этом немногие знают, что в недропользовании, как в казино, при необходимости миллионных вложений никогда не ясно, найдешь ли ты ту золотую жилу, которая, возможно, обогатит тебя, либо буквально зароешь все имеющиеся средства в землю. Есть немало случаев, когда компании становились банкротами, пытаясь найти и разработать коммерчески выгодные месторождения.
Известно, что в Казахстане в геологоразведку поступает недостаточный объем инвестиций – всего порядка $7 на 1 кв. км территории. В сравнении с данным показателем вносимые инвестиции в США – $87, в Австралии – $167, в Канаде – $203. Низкий уровень инвестиций в геологоразведку сдерживает открытие новых месторождений.
Понимая, что недропользование является высокозатратной деятельностью с повышенным риском невозврата вложенных средств, государство мотивирует инвесторов вкладывать средства в данную деятельность: упрощает порядок выдачи права недропользования, ограничивает свое вмешательство, устанавливает адекватные и справедливые условия работы в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
Одной из форм мотивации является предоставление недропользователю возможности снизить свои налоги на этапе добычи путем вычета из налогооблагаемого дохода произведенных затрат на этапе разведки.
Согласно положениям Налогового кодекса, при условии перехода на этап добычи на вычет можно поставить расходы по оценке, обустройству, общие административные расходы, суммы выплаченного подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, а также другие связанные расходы.
Однако не все госорганы разделяют политику государства по поддержке недропользователей, идя вразрез вложенной в законодательство идее. Как мы понимаем, налоговые органы считают, что при переходе на ТК недропользователь уже не имеет права вычесть затраты на разведку из налогооблагаемого дохода. В качестве причины указывается, что ТК является уже другим контрактом, помимо первоначального контракта на недропользование.
Тонкости вопроса
Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом недропользователи не имеют права свои затраты на разведку по одному контракту вычитать из полученного дохода по другому контракту.
Между тем логика Налогового кодекса заключается в том, что у недропользователя могут быть несколько контрактов в отношении нескольких участков недр. Поэтому обоснованно, что недропользователь не имеет права вычитать возникшие затраты при разведке одного участка из доходов, полученных при добыче из другого участка.
Однако, если и разведка, и добыча относятся к одному участку недр (в части местонахождения и параметров контрактной территории, номеров и названий блоков), одним и тем же недропользователем, то вычет произведенных затрат на разведку из налогооблагаемого дохода является правомерным. В этом заключается суть регулирования – мотивировать недропользователя проводить разведку, чтобы освободить его от налогов при успешном завершении разведки и переходе к добыче.
Таким образом, недропользователь не должен быть лишен возможности возмещения затрат, понесенных на этапе разведки.
Как произвести переход на типовой контракт
Непрерывность отношений по первоначальному контракту и типовому контракту предлагаем обеспечить путем заключения дополнительного соглашения к первоначальному контракту. Приложением к дополнительному соглашению будет контракт, сформированный на базе ТК. Дополнительное соглашение в данном случае будет выступать своеобразным мостом, связующим новый и старый договорные режимы.
При этом для устранения имеющейся неопределенности все же предлагается предусмотреть в налоговом законодательстве механизм перехода от контракта, заключенного до введения в действие Кодекса, на условия ТК.
Между тем все государственные органы должны работать в одном направлении и заданном политическом курсе по созданию инвестиционно привлекательного климата. В случае возникновения барьеров перед проводимой политикой привлечения инвестиций все без исключения органы должны работать над их устранением, толкуя неопределенности в пользу инвесторов и обеспечивая, прежде всего, интересы инвесторов.
Авторы: Аскар Калдыбаев, кандидат юридических наук, магистр немецкого права (LL.M.), Тулеген Дон, магистр права