Будущее топливно-энергетического комплекса страны за сжиженным природным газом (СПГ), уверен директор ТОО «Акжол Газ Сервис» Руслан Акжолов. Компания планирует в 2019-2020 годы начать строительство завода по производству СПГ и на первоначальном этапе инвестируют в него 80 млрд тенге.
- Руслан, насколько мне известно, ваша компания создавалась специально под проект строительства завода по производству СПГ?
- Да, Актюбинская область – это нефтедобывающий регион. Вместе с нефтью выходит и попутный газ, который выбрасывается в атмосферу, сжигается на факелах, загрязняя атмосферу. Газа не хватает, а деньги в прямом смысле слова выбрасываются на ветер. А ведь на этом можно сделать хороший бизнес с одной стороны, а с другой – внести свою лепту в улучшение экологии региона. Сначала мы задумались: а почему бы не перерабатывать попутный газ в электроэнергию, которую можно использовать на том же месторождении. И в настоящее время это уже реализовано. В любом сжигаемом попутном нефтяном газе содержится до 70% метана. Его в сжиженном состоянии также можно использовать на месторождениях в качестве газомоторного топлива. Нужна установка по сжижению метана. Мы разрабатывали проект совместно с ТОО «Казахтуркмунай», дочерней компанией АО «НК «КазМунайГаз». Сейчас он находится на рассмотрении в профильном министерстве.
- В чем преимущества СПГ перед пропаном?
- Пропан тяжелый и взрывоопасный. Сжиженный природный газ не имеет запаха, бесцветный, не вызывает коррозии, негорючий и нетоксичный. При воздействии на окружающую среду СПГ быстро испаряется, не оставляя следов на воде или почве. В своей жидкой форме сжиженный природный газ не может взрываться или воспламеняться.
- Сама идея не нова?
- Для Казахстана – это новый проект. Китай уже вовсю использует СПГ. Его же и Европа вся использует. Сжиженный газ широко применяется в Татарстане, но почему-то дальнейшего распространения по РФ нет. Мы начали дорабатывать проект по использованию газомоторного топлива в масштабах города, области и далее по всей стране.
- Расскажите о ваших партнерах.
- Главный наш партнер и инвестор – ГК «РариТЭК» из Набережных Челнов. В компании разработали специфику газомоторного топлива, систему впрыска. Работаем совместно с ПАО «КамАЗ», это тоже наш партнер.
«РариТЭК» – одна из крупнейших компаний Татарстана, работающая по программе развития альтернативных источников энергии, совместно с ПАО «Газпром». Программа реализуется параллельно: «Газпром» развивает сеть заправок производства СПГ на территории России, а «РариТЭК» обеспечивает перевод техники на данный вид топлива. В основном это грузовая и коммунальная техника, общественный транспорт.
И российские партнеры, как и руководство Китая, заинтересованы в развитии транспортного коридора Азия – Европа – Азия. КНР готова увеличить наш транзитный потенциал в десятки раз. Автомобильные перевозки являются одними из самых дешевых, но в то же время самых скоростных способов логистики.
- Получается, что при использовании СПГ нужна инфраструктура на протяжении всего транспортного коридора?
- Заправки, топливо, сервисные центры. Использование газомоторного топлива на основе СПГ – прямой путь к снижению тарифов и улучшению экологии. В себестоимости любого товара и услуги большую долю составляют перевозки.
- Вы говорили о второй части проекта – сборке автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Это будет происходить в Актобе?
- Конечно, и уже в ближайшем будущем мы начнем переоборудование автомобилей. Есть договоренность на поставку авто без двигателей с Кокшетуского филиала КамАЗа. Двигатели нам будут поставлять Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и непосредственно «РариТЭК». Навесное оборудование – мусоросборочное, поливочное мы будем производить сами. Как правило, там нет ничего технически сложного. Себестоимость техники, собранной здесь, будет на 10-15% ниже по сравнению с заводской сборкой. Пока будем комплектовать автомобили и собирать двигатели на компримированном природном газе, потом перейдем на СПГ.
- Какие еще направления есть в вашем проекте?
- Мы уже приступили к выпуску газопоршневых электростанций малой мощности, работающих на метане. Это альтернативное решение обеспечения электроэнергией населенных пунктов. Если раньше применяли повсеместно дизельные электростанции, то сейчас большая потребность региона в ГПЭС небольшой мощности от 20 до 300 КВт. Мы получили сертификат и начинаем их промышленное производство. Один цех мы уже подготовили под ГПЭС. Наш проект комплексный. В него входят строительство газоперерабатывающего завода (производство СПГ), автосборочный завод, криозавод (производство топливных баков), производство ГПЭС, испытательная лаборатория, утилизация природного нефтяного газа. Программное обеспечение электронного оборудования наши IT-специалисты будут готовить здесь.
- Итак, на первоначальном этапе вы планируете…?
- На первоначальном этапе будем производить сборку, сервисное обслуживание и переоборудование автомобилей двигателями, работающими на газомоторном топливе, пока на этой небольшой площади нашего предприятия.
- Сколько единиц техники будете собирать/переоборудовать под газомоторное топливо?
- На первом этапе до 30 единиц в месяц. Это будет спецтехника для нужд ЖКХ.
- Вы говорили, что сумма инвестиций составит 80 млрд тенге. А сколько рабочих мест планируете создать?
- Я бы хотел сказать, что 80 млрд на первом этапе придут к нам в виде оборудования и технологий от «РариТЭК». Если мы запустим проект, то ЯМЗ планирует в Актобе начать производство двигателей на газомоторном топливе. Только одна технологическая линия по сбору двигателей стоит 20 млрд тенге. Если же говорить об общей сумме инвестиций, то проект оценивается более чем в 400 млрд тенге. Это только цепочка из шести основных производственных составляющих, о которой я сказал. Сама же цепочка гораздо длиннее. На первом этапе будет создано 500 высококвалифицированных рабочих мест.
- Где найти столько квалифицированных кадров?
- В Казанском федеральном университете (КФУ) по разным специальностям на сегодняшний день обучается больше 120 актюбинских студентов. Мы заключаем с ним договоры о подготовке нужных специалистов. Компания «РариТЭК» предоставляет места для прохождения производственной практики. Обеспечение кадрами – дело времени. Надо просто приложить усилия.
- Где можно еще использовать СПГ?
- Для газификации отдаленных населенных пунктов без строительства сетей. Сжиженный природный газ легко транспортировать. В Европе именно его используют, там нет газопроводов в каждый город. Метан легче воздуха, поэтому испаряется моментально в отличие от более тяжелых пропана и бутана, которые могут скапливаться и воспламеняться.
- В чем разница использования КПГ и СПГ?
- КПГ – это сжатый метан до 250 атмосфер, его можно получать просто из бытового газопровода. Сейчас в Актобе им заправляют общественный транспорт. Такой транспорт невзрывоопасен, единственное неудобство – большое количество баллонов (от 10 до 13). А при использовании СПГ достаточно одного стандартного баллона, в который вмещается вдвое больше газа. Будущее за сжиженным газом, использование КПГ – это переходной период. Скоро мы установим блок подготовки газа (БПГ). Первый результат, надеюсь, увидим уже в октябре этого года. Кстати, одна тонна СПГ эквивалентна 1,3 тыс. кубометров природного газа.
- Где вы намерены брать газ?
- На всех месторождениях есть факельное хозяйство. Мы можем на каждом из них поставить БПГ модульного исполнения. Пока будет дорого, но высокоэффективно и в любом случае окупится.
- Насколько рассчитан проект?
- На десятилетия, на начальном этапе реализации нам ежегодно потребуется 1 млрд кубометров природного газа. Но этот вопрос решится только с вводом третьей нитки газопровода Бухара – Урал.
- В случае реализации вашего проекта необходима сеть АГЗС вдоль международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Как решается этот вопрос?
- Этим вопросом занимается ТОО «КазМунайГаз Онимдери». Я вхожу в рабочую группу министерства энергетики. Делимся опытом, знаниями. Совместно будем решать данную проблему.
- Вы проводили мониторинг потребности в СПГ?
- Любой объем газа востребован. В Нур-Султан сжиженный природный газ сейчас поставляется из Екатеринбурга по цене 120 тенге за килограмм. Производство нашего газа обойдется в 50-65 тенге за килограмм.