Национальная валюта оказалась неповоротливой
- - 20 Сентябрь 2019 14:30:00
- Финансы
Атака дронов на заводы в Саудовской Аравии взвинтила цену нефти вверх до $70 за баррель. Положительные новости о том, что экспорт не пострадает, а добыча вернется в норму, вскоре скорректировали цену на черное золото на уровне $65 за баррель в моменте. Все это должно было подтолкнуть тенге вверх, позволив ему укрепиться, но национальная валюта оказалась неповоротливой, и укрепление закончилось, так и не начавшись.
На текущий момент нефть уже отыграла половину первоначального скачка: перебоям в поставках в регионе пока ничто не угрожает, а Дональд Трамп объявил о готовности распечатать стратегический запас черного золота в случае необходимости. Тем не менее в котировки еще длительное время может закладываться дополнительная премия за геополитический риск.
Экономики крупнейших потребителей нефти – США, Китая и еврозоны – могут оказаться под давлением, если скачок цен будет устойчивым и выльется в дальнейший рост в область $100 за баррель еще до конца года, что возможно в случае длительного ремонта заводов в Саудовской Аравии и срыва экспортных поставок.
На фоне напряженности на Ближнем Востоке и ухудшения отношений между Ираном и США стоимость активов-убежищ начала расти. Золото прибавило 1% (до отметки $1,503.4 за унцию), иена выросла на 0,2%, до уровня 107,83 за доллар, в то время как канадский доллар (Канада – один из крупнейших экспортеров нефти) поднялся на 0,4%. Фьючерсы на 10-летние казначейские бумаги США прибавили 0,3%. Bitcoin значительно не изменился в цене.
Саудитам нужна более дорогая нефть – по $80 и выше, тогда как Казахстану и России и $60-65 вполне достаточно. Напомним, что в проект текущего бюджета на этот год была заложена цена в $55 за баррель при курсе 370 тенге за один доллар. Саудовская Аравия имеет внушительные бюджетные обязательства, которые балансируются на более высоком уровне, чем в Казахстане. Очевидно, данный факт объясняет, почему саудиты активнее многих поддерживают сокращение уровня добычи нефти, стремясь подстегнуть рост цен – это плата за более высокий уровень жизни в стране.
«Дорогая» нефть, более $60 за баррель, благоприятна для казахстанской экономики и тенге, поскольку позволяет регулятору откладывать на черный день. Однако на крепости тенге это пока никак не отражается, так как наш регулятор, видимо, предпочитает пополнять «запас мощности» на случай новых штормов. Это хорошо видно по кросс-курсу с российским рублем, который на фоне дорожающей нефти вернулся в область выше шести тенге. Нацвалюта сейчас выглядит перепроданной, но готовой выдержать новый шторм, если он случится в пределах психологического коридора между 385 и 390 тенге за один доллар.
Скорее всего ФРС уменьшит базовую процентную ставку на 25 базисных пунктов, до 2%, что станет вторым подряд снижением после десятилетнего перерыва. Наверняка Дональд Трамп окажется недовольным этим, напомним, что он требует уменьшения ставки вплоть до нуля и считает, что это подстегнет экономику. Глава ФРС Джером Пауэлл на предыдущей пресс-конференции предупреждал, что снижение не было началом продолжительного цикла, рынки думают иначе. Наиболее вероятным сценарием они считают еще два снижения до конца года, включая последнее.
Если Федрезерв уменьшит ставку и подтвердит ожидания рынков, это может усилить покупки акций и вернуть спрос на рисковые активы, включая рубль и даже тенге. Попытки «залить» назревающие экономические проблемы деньгами могут обернуться ралли в краткосрочной перспективе, хотя вряд ли добавят устойчивости финансовой системе в долгосрочной.
Политика ФРС сейчас – одна из самых важных движущих сил не только для валют развивающихся стран, но и для сырьевого и фондового рынков. В октябре прошлого года Федрезерв запустил масштабную распродажу, повлекшую более чем 20%-ную просадку ключевых индексов США, когда пообещал повышать ставки еще продолжительное время. Неустойчивость рынка заставила регулятора развернуть политику на 180 градусов. Однако во власти ФРС умерить оптимизм рынков или даже вновь повторить прошлогодний провал.
Дорогая нефть – это положительное влияние на тенге, который пусть и не укрепляется, но хотя бы не падает. Снижение ставки может оказать отрицательным влияние в случае роста индекса доллара, как это было в прошлый раз, тенге может чуть-чуть просесть или начать использовать накопленный «запас мощности».