Настойчиво, но нефтяники в лице "Татнефти" и ЛУКОЙЛа пока не стремятся возвращаться. Татарстанская компания формально возобновила деятельность в 2021 году и даже открыла несколько новых месторождений, но на этом всё и остановилось.
Изначально "Татнефть" начала работу в Ливии ещё в 2005 году, но приостановила проекты в 2011 году на фоне начавшейся гражданской войны.
Ливийское руководство уже предлагало "Татнефти" поучаствовать в строительстве нового НПЗ, причём с оригинальной аргументацией – чтобы обходить санкционные ограничения.
Российские нефтепродукты подпадают под ценовой потолок, а вот топливо, произведенное из российской нефти на мощностях третьих стран, – нет.
Схема выглядит так: нефть доставляется в Ливию через порты Черного моря, перерабатывается на месте и экспортируется — предположительно, на европейский рынок. Однако проект вызывает вопросы: сколько будет стоить завод, как быстро он окупится и будут ли к этому моменту действовать санкции, чтобы в сложных лазейках был смысл.
Главный сдерживающий фактор инвестиций в Ливию – нестабильная внутриполитическая ситуация.
Формально Ливией управляет Правительство национального согласия, признанное ООН, но фактически большую часть страны контролирует Палата представителей – избранный парламент, именно с ним и взаимодействует "Татнефть".
Споры между двумя центрами власти о распределении доходов от добычи углеводородов происходят регулярно. Это нередко приводит к остановкам экспорта, что делает страну крайне рискованной для крупных вложений.