Легко ли стать подрядчиком для Кашагана?
- - 23 Октябрь 2018 13:12:00
- Экономика
Любой компании хочется не просто выполнять рутинную, пусть даже хорошо оплачиваемую, работу, а участвовать в престижных знаковых проектах. «Выполняя изыскательские работы на месторождении Кашаган, наша компания — Научно-производственный центр „Геокен“ — ощущает свою причастность к событию, которое важно не только для современников, но и для наших потомков», — Бисенбай Шагиров, председатель правления НПЦ «Геокен», начинает беседу с одного из плюсов, который компания получила, выполняя работы по заказу Северо-Каспийского Консорциума. «Геокен» — постоянный подрядчик NCOC (North Caspian Operating Company N.V. — оператора Северо-Каспийского проекта). Опытный игрок нефтесервисного рынка рассказал центру деловой информации Kapital.kz о том, какие работы выполняет для Северо-Каспийского проекта и как это сотрудничество повлияло на развитие самой компании.
Истории сотрудничества — более 20 лет
«Наше сотрудничество с Северо-Каспийским проектом имеет давнюю историю», — начинает рассказ Бисенбай Шагиров. Мы находимся в историческом здании — там, где в свое время располагался Казахский филиал Всесоюзного института разведочной геофизики. НПЦ «Геокен» — идейный наследник двух организаций — КазВИРГ и Аэрогеофизической экспедиции (это одно из знаковых геофизических предприятий Казахстана). Богатая история, большой опыт — 60 лет в общей сложности.
Первые работы в Северном Каспии компания осуществила еще в 1996 году, это была комплексная интерпретация гравиметрических и магнитных данных по историческим материалам. Полномасштабное сотрудничество с NCOC началось в 2003 году и продолжается по сей день. «Мы участвовали в контроле строительства на заводе „Болашак“, на островах и других инфраструктурных объектах месторождения. Выполняем гидрографические инженерные изыскания на суше и на море», — перечисляет спикер. Сегодня «Геокен» делает для Северо-Каспийского проекта ежегодную комплексную батиметрическую съемку, сканирование морского дна, исследование геологического строения морского дна и донных осадков, исследование трубопроводов/кабелей, ROV съемку (подводная видеоинспекция для мониторинга состояния подводных объектов) и пр.
В числе сложных и интересных проектов — изучение ледовых борозд. Весной, когда происходит торошение льда, ледяные обломки могут достигать высоты двухэтажного дома. В районе месторождения Кашаган и маршрутов трубопроводов глубина воды небольшая — от 1 до 5 метров. «На морском дне ото льда остаются борозды. Очень важно изучать их, поскольку это серьезная угроза для активов нашего заказчика. И мы выполняем эту сложную работу», — объясняет руководитель компании.
Участие в таких глобальных проектах, где сосредоточены наиболее передовые на сегодняшний день мировые технологии, с той организаций производства, которая там создана, позволяет расти и самой подрядной компании, и ее сотрудникам.
«Особую гордость испытываешь, когда выполняешь уникальную работу. Например, мы гордимся своим участием в составе интернациональной команды в снятии и постановке обратно в точку бурения (скважины) буровой установки „Сункар“, где НПЦ „Геокен“ осуществлял навигационное обеспечение этих операций», — говорит Бисенбай Шагиров.
Нефтяные проекты: секреты успеха
Сейчас работы на Кашагане составляют 20−25% в общем объеме работ, выполняемых НПЦ «Геокен». В самом начале принимать участие в проектах NCOC было непросто, вспоминает Бисенбай Шагиров: в числе кандидатов было большое количество зарубежных компаний, и местным приходилось доказывать, что они ни в чем им не уступают. «Для того чтобы быть участником в проекте NCOC, казахстанская компания не должна уступать иностранным компаниям в техническом и технологическом оснащении, кадровом обеспечении, опыте работы. Квалификация и компетенции — это то, что оценивается в кандидатах в первую очередь», — делится собеседник опытом сотрудничества.
Компания не пропустила ни одного семинара по своей тематике, организованного NCOC для своих подрядчиков. Кроме того, для того чтобы соответствовать уровню, «Геокен» участвует в большинстве нефтегазовых выставок, которые проводятся в мире. В их числе, например, лондонская выставка по океанографии Oceanology International, Хьюстонская ОТС. «Отправляем туда своих специалистов, чтобы они были в курсе трендов, которые существуют в отрасли», — говорит собеседник. Когда компания приобретает новое оборудование, приглашает представителей компании-производителя для обучения своих сотрудников работе на этом оборудовании. Это позволяет значительному числу сотрудников из первых рук получить консультации и пройти обучение.
Обязательным компания сделала для себя и мониторинг новых технологий, которые появляются в мире. Благодаря тому, что границы открыты, нет проблем в том, чтобы привезти в Казахстан новые технологии. Более того, работа на таком проекте, как Кашаган, естественным образом стимулирует нефтесервисные компании к разработке и внедрению новых технологий, к поиску новых подходов и решений. Поэтому когда команда NCOC поставила перед НПЦ «Геокен» задачу выполнить работы, которые до этого не делала ни одна из казахстанских компаний, например Rig Move, гравиметрические исследования на борту морского судна и съемку в транзитной зоне, компания решила ее, впервые использовав для этих работ суда на воздушной подушке и аэроботы, автомобили-амфибии.
Источник: kapital.kz
Фото: kapital.kz
Три составляющих профессионализма
NCOC предъявляет самые высокие требования к охране труда и технике безопасности, соблюдению экологических требований, организации и качеству работ. НПЦ «Геокен» — первая в Казахстане компания, которая внедрила интегрированную систему менеджмента, включающую в себя систему менеджмента качества (ISO 9001), систему экологического менеджмента (ISO 14 001) и систему менеджмента охраны труда и техники безопасности (OHSAS 18 001). Это было в 2004 году и этому в определенной степени способствовало то, что недропользователи были иностранными. «Они обращают особое внимание на вопросы системного подхода к качеству и безопасности работ, и мы, для того чтобы иметь возможность оказывать им услуги, начали внедрять систему. Но не отдельные элементы — только по менеджменту качества, или по безопасности, например, — а интегрированную систему менеджмента. Это основной документ, по которому мы работаем и сейчас», — рассказывает Бисенбай Шагиров.
Кроме того у компании есть все сертификаты, которые необходимы для оказания услуг по геодезии, картографии, проектированию и т. д. И она соблюдает все те требования, которые прописаны в правилах выполнения морских операций. Более того, если есть риски, не прописанные в инструкциях, то НПЦ «Геокен» делает проект организации работ для каждого случая. Таким образом, компания, работая с NCOC, вывела вопросы безопасности, экологии и качества на высокий уровень, и они стали основными составляющими ее профессионализма.
«Благодаря тому, что оператор Северо-Каспийского проекта всегда требует отчет по казахстанскому содержанию, мы неизменно повышаем свои стандарты. Наличие у NCOC департамента по местному содержанию позволяет не только нашей компании, но и в целом казахстанским игрокам нефтесервисного рынка быть востребованными и способными оказывать на высоком профессиональном уровне свои услуги, в частности в Каспийском море», — заключает Бисенбай Шагиров.