«Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО б. в.) намерен начать поставки газоконденсата на нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат». По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, компания намерена сама стабилизировать газовый конденсат, а «что не сможет, отправит на казахстанский завод».

По оценкам специалистов предприятия, речь идет примерно об 1 млн тонн нестабильного газоконденсата, что дает отечественному заводу хорошие перспективы. Это связано с нестабильным газовым конденсатом, который ранее стабилизировали на Оренбургском ГПЗ. КПО б. в. собирается сам стабилизировать газовый конденсат, а что не сможет, отправит на завод АО «Конденсат», объяснил в интервью агентству «Интерфакс» Канат Бозумбаев.

Между тем, как сообщили «Курсиву» в АО «Конденсат», пока никаких меморандумов или постановлений о поставке на завод сырья не подписано.

Поясним: в августе 2017 года предприятие завершило работы по увеличению мощности переработки сырья с 600 до 850 тыс. тонн в год. Это позволило ему попасть в список крупных НПЗ страны. Главной проблемой тут остается недостаточная загрузка сырьем. К примеру, в 2017–2018 годах она составляла не более 30%. Не изменилась ситуация и в 2019 году. 

Как сообщили «Курсиву» в АО «Конденсат», сегодня НПЗ принимает только сбросные объемы карачаганакского нестабильного газоконденсата. Его поставляют по инициативе КПО б. в. во время краткосрочных ремонтных работ – не более двух-трех дней в месяц.

Основной причиной невозможности приобретения карачаганакского сырья в АО называют его высокую стоимость. Согласно окончательному соглашению о разделе продукции (ОСРП), КПО б. в. не имеет обязательств по поставкам сырья на внутренний рынок Казахстана. 

«Компания готова его продавать только по мировой экспортной цене. А эта стоимость нерентабельна для переработки ни на одном НПЗ страны при сегодняшних ценах на бензин и дизельное топливо», – объяснил в комментариях «Курсиву» заместитель генерального директора АО «Конденсат» Андрей Баев.

Решить вопрос загрузки НПЗ можно возобновив поставки нестабильного газоконденсата с месторождения в объеме не менее 25 тыс. тонн в месяц по приемлемым ценам, предлагают свои рецепты в АО «Конденсат». На ситуацию можно повлиять и включив в график транспортировки нефти казахстанскими производителями (недропользователями) на НПЗ АО «Конденсат», который утверждает Министерство энергетики. 

«При полной загрузке НПЗ сырьем все местные сети АЗС, а также сельхозпроизводители будут обеспечены собственным качественным топливом. А местный бюджет получит только акцизов на 3 млрд тенге в год. Сейчас эта сумма составляет 500–600 млн тенге. Наш бензин и дизельное топливо соответствуют высшему экологическому классу К5. У продукции большой экспортный потенциал – а это поступление в страну валютной выручки», – сказал, отвечая на вопросы «Курсива», Андрей Баев. 

При полной загрузке производственных мощностей НПЗ готов производить до 220 тыс. тонн высококачественного бензина марок АИ-92 и 95 экологического класса К5 и до 218 тыс. тонн дизельного топлива летнего и зимнего экологического класса К5. Такой объем позволяет целиком удовлетворить потребности ЗКО.

На вопрос «Курсива», какие объемы газоконденсата может сегодня переработать само КПО б. в., в «Конденсате» сослались на официальные источники: сегодня консорциум иностранных компаний может стабилизировать и подготовить к экспортной поставке по трубопроводу КТК до 12 млн тонн газового конденсата в год.

«По данным информационного агентства Thomson Reuters, в феврале 2019 года запасы бензина на нефтебазах Казахстана составили 410 тыс. тонн при возможности хранения 380 тыс. тонн с профицитом производства – сказывается сезонность рынка. Однако ситуация с производством дизельного топлива оставалась, как и прежде, напряженной, в связи с чем данный нефтепродукт импортировался из России в объеме 61 тыс. тонн», – подчеркнул Андрей Баев.

Отметим, основным видом деятельности АО «Конденсат» является переработка нестабильного газового конденсата, производство и реализация нефтепродуктов, в том числе высококачественных моторных топлив. Завод расположен на территории Карачаганакского месторождения, запасы нефти которого составляют 1,2 млрд тонн, а газа – 1,35 трлн куб. м. По данным Министерства энергетики, в 2018 году на заводе АО «Конденсат» произведено более 37 тыс. тонн высокооктановых автобензинов и более 7 тыс. тонн дизельного топлива. Всего переработано более 137 тыс. тонн нефти.

Точки зрения

Экономист Алмас Чукин: «Проблема загрузки НПЗ - в сдерживании цен на топливо. У нас реально дешевый бензин и мы кормим только спекулянтов в соседних странах. Государство не дает повышать цены, потому что население активно этого требует, в результате они ниже, чем в России, Киргизии и Таджикистане. Поэтому никто не хочет продавать нефть местным НПЗ, а государство из-под палки заставляет определенное количество отправлять на отечественные НПЗ. Хотят дешевое сырье, но с какой стати? Это же экономический абсурд! Почему инвестор должен платит за банкет? Что делать? Поднять цены на бензин. Если бы топливо в стране продавалось по рыночной цене, завод «Конденсат» был бы загружен. Экономика построена на деньгах, а они из воздуха не делаются. Всегда нужно найти того, кто будет платить. Сейчас за искусственно заниженые цены на бензин платит Казмунайгаз. Свои квоты – нефть из доли Казахстана, компания отдает отечественным НПЗ по заниженным ценам. Это все, что они могут сделать. В Киргизии население покупает бензин по рыночным ценам - он там весь импортный. У нас всем вбили в голову, что раз есть нефть, то мы страна дешевого бензина. Норвегия - нефтедобывающая страна и там самый дорогой бензин в мире. Это страна, где самое большое количество электромобилей. Есть «уникальные» страны, где бензин стоит 1 цент. Но мы все видим к чему пришла Венесуэла».

Первооткрыватель Чинаревского месторождения Вячеслав Дружинин: «Государству выгодно, чтобы заводы, подобные АО «Конденсат», работали стабильно, и получали сырье по приемлемым ценам. Частное НПЗ со своей прибыли 30% платит государству налог. «Конденсат» колоссальное количество налогов платит. Поэтому государству очень выгодно, чтобы завод работал и ему давали сырье. Пока же вся борьба за сырье заканчивается кратковременными победами. Тут должно работать правительство, должны регламентироваться все эти позиции. Оно заинтересовано, чтобы отечественный бизнес работал выгодно и давал прибыль для пополнения бюджета. Об этом постоянно говорит и президент страны».

125478.jpg