Казахстанские машиностроители встраиваются в евразийское импортозамещение
- - 25 Сентябрь 2019 16:00:00
- Экономика
В ЕАЭС создается общая карта индустриализации – это перечень предприятий стран Евразийского экономического союза и выпускаемой ими продукции по отраслевой принадлежности. Имея четкое представление, кто, где и что производит, государству легче координировать общую промышленную политику, а предприятиям различных отраслей – встраиваться в производственные цепочки друг друга. Основная задача, под которую создается карта индустриализации, – реализация совместных импортозамещающих проектов.
Карта индустриализации может стать дополнительной возможностью для казахстанской машиностроительной продукции на рынке ЕАЭС. На сентябрьском форуме машиностроителей республики представитель руководства НПП Евгений Больгертзаявил, что включение в эту карту казахстанских предприятий станет одним из главных направлений деятельности государства и бизнес-объединений на внешнем участке.
«Сегодня каждая из стран стремится реализовать свою программу по импортозамещению. Мы видим сегодня, что наши компании, к сожалению, не могут пробиться в программы по импортозамещению того же «Газпрома» и крупных нефтегазовых компаний России, – сказал Больгерт. – Поэтому мы продвигаем наши компании. По отрасли железнодорожного машиностроения 12 компаний нам удалось включить в число приоритетных, рассматривающихся как кандидаты на промышленную кооперацию в сфере выпуска продукции для транспортного сектора. И по другим подотраслям машиностроения такая работа ведется, поскольку формируется карта индустриализации ЕАЭС. Я надеюсь, что наши компании смогут также найти отражение в ней и получить приоритетное право на участие в госзакупках в странах ЕАЭС и в кооперационных проектах», – добавил он.
Кооперационные проекты уже есть: так, в июле было подписано соглашение с ПАО «КамАЗ» о производстве в Казахстане главной передачи ведущих мостов и чугунного литья для российского производителя.
По мнению участников рынка, еще один плюс кооперации – решение проблемы экспортных поставок в страну некоторых дефицитных видов сырья для производства комплектующих. Например, спецстали, потребность в которой составляет около 2 млн тонн в год и, по оценке МИИР, будет нарастать в дальнейшем. Сейчас эту проблему пытаются обойти за счет продажи сырья отечественным производителям по льготным ценам. По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Аманияза Ержанова, норма о льготных ценах на дефицитное для казахстанского рынка сырье заложена в «Дорожной карте развития машиностроения на 2019–2024 годы».
Старший партнер Центра стратегических исследований (CSI), экономист Олжас Худайбергенов считает межстрановую кооперацию более надежным и эффективным механизмом развития машиностроения, чем господдержка.
По наблюдениям Худайбергенова, объем обрабатывающей промышленности, в которую входит и машиностроение, в Казахстане упал с 28% к ВПП в начале 90-х годов прошлого столетия до 10% к ВВП в нынешнее время. Причем в начале 2000-х этот показатель составлял 16% к ВВП, а затем продолжил падение, несмотря на то, что в стране прошли сразу две пятилетки индустриализации. «Госпрограмма форсированного индустриально-инновационного развития играет скорее роль сдерживающего фактора, чем фактора развития: не будь этой программы, мы бы упали еще сильнее. Как такового роста обрабатывающей промышленности нет», – утверждает эксперт.
По оценке Худайбергенова, меры налоговой поддержки машиностроения, которые принимает государство, упираются в размытость ответственности государственных органов. Саму налоговую политику разрабатывает Министерство национальной экономики, но реализует Министерство финансов, для которого главным индикатором является сбор налогов. И поэтому споры вокруг налоговой политики иногда доходят до смешного.
«Я сам присутствовал на рабочей группе по вопросу предоставления налоговых льгот для создания проектов по добыче и переработке олова. У нас нет оловянной промышленности, но сотрудники Комитета государственных доходов зарубили это предложение, – говорит Хубайбергенов. – На вопрос: «Почему вы отказываете в налоговой льготе?» они ответили: «У нас будут потери бюджета». Но ведь оловянной промышленности же еще нет, какие могут быть потери бюджета? Пусть сперва промышленность появится – нет, они заранее уже просчитывают потери бюджета. То есть логика направлена только на сбор, она мешает, налоговая политика должна включать в себя и расширение налоговой базы», – отмечает экономист.
По его мнению, эффект от кооперации с российскими и белорусскими предприятиями для казахстанской машиностроительной отрасли будет больше, чем от предоставления неработающих льгот и преференций на внутреннем рынке. Особенно если эта кооперация будет подкреплена межстрановыми соглашениями, убирающими и гласные, и негласные бюрократические барьеры. И тогда, уверен эксперт, многим предприятиям обрабатывающего сектора господдержка будет просто не нужна.
«Если взять все проблемы взаимоотношений с государством, то они в себестоимости нашей продукции составляют примерно 50%. То есть если все эти проблемы решатся, себестоимость продукции сократится примерно в два раза, и вдруг окажется, что и продукция конкурентоспособна, и многие вопросы мы можем сами решать», – заключил Худайбергенов....
Подробнее: https://kursiv.kz/news/ekonomika/2019-09/kazakhstanskie-mashinostroiteli-vstraivayutsya-v-evraziyskoe
Копирование возможно только при ссылке на Kursiv.kz. Все права защищены.