Кашаган, до востребования

  • - 28 Январь 2019 13:10:00
  • Экономика

Министерство энергетики РК анонсировало приостановку добычи нефти на крупнейшем месторождении – Кашагане – сроком на 45 дней. Очередные плановые ремонтные работы должны быть проведены в соответствии с нормативными требованиями.

В 2019 году разработчик проекта North Caspian Operating Company (НКОК) планирует провести капитальный ремонт на наземном комплексе «Болашак» и на морском комплексе D месторождения в Каспийском море.

Как сообщила пресс-служба НКОК, капитальный ремонт означает проведение планово-предупредительных ремонтных работ технологического оборудования при полной остановке производства.

К этим работам привлекут значительное количество персонала подрядных организаций.

 

В плановом режиме

В 2018 году НКОК добыла 13,2 млн тонн нефти. В целом же с момента начала добычи нефти на месторождении, то есть с 2016 года, консорциум добыл 7,8 млн тонн нефти, 5,6 млрд кубометров газа и 880 тыс. тонн серы. Нынешний уровень объема добычи нефти составляет в районе 340-350 тыс. баррелей в день.

«На период капитального ремонта все оборудование будет остановлено, и производство нефти, газа и серы полностью прекратится. Добытая до момента остановки нефть будет полностью экспортирована, храниться она не будет», – сообщили в пресс-службе компании.

Таким образом, на Кашагане в очередной раз прекратится добыча нефти. О том, что месторождение проблемное, говорилось не раз, однако в Минэнерго утверждают, что разработка проекта является весьма перспективной. Так ли это и стоит ли Казахстану делать серьезную ставку на Кашаган? Об этом корреспондент «Капитал.kz» поговорил с экспертами.

 

Доходы так и не покрыли расходы

Ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков отметил, что сложность месторождения Кашаган в основном заключается в составе добываемой нефти. Высокое содержание серы и других агрессивных примесей приводит к износу транспортной инфраструктуры и добывающего оборудования. Соответственно, периодически требуются профилактические работы, чтобы не допустить аварий.

Поэтому приостановка добычи на 45 дней столь крупного проекта неизбежно скажется на показателях динамики ВВП Казахстана, но аварийные ситуации могли бы обойтись экономике еще дороже, учитывая, что совокупный доход от проекта все еще не покрывает расходы на его реализацию, подчеркнул аналитик.

«По итогам 2018 года добыча нефти в Казахстане составила около 90 млн тонн, а Кашаган дал около 13,2 млн тонн. То есть потери от паузы в 45 дней могут составить до 1,6 млн тонн. Предполагалось, что проект должен был занять лидирующее место в нефтяной отрасли республики, но технические проблемы оказались слишком значительными, да и цена нефти уже не способствует тому, чтобы инвесторы были слишком щедрыми», – отметил Андрей Кочетков.

По его словам, в ближайшие 1-2 года сложно ожидать какого-то серьезного наращивания добычи из-за неблагоприятной ситуации на рынке. Поэтому проект в основном сохранит параметры производства на прежнем уровне, считает эксперт.

 

С надеждой на рост цен

Эксперт заметил, что в сложившихся условиях этот вариант также можно считать положительным, так как основная инфраструктура сохраняется и может обеспечить расширение производства, если цены на глобальном рынке начнут расти вновь. На данном этапе проект в большей степени нуждается в управлении расходами и погашении ранее сделанных инвестиций, убежден аналитик.

«Какие-либо новые масштабные вливания явно не оправданы из-за негативных прогнозов по нефти на ближайшее время. Если же цена барреля пойдет вверх, то сами участники консорциума смогут привлечь необходимые средства. Соответственно, снижение затрат и повышение финансовой отдачи от проекта становится главной задачей Казахстана», – сказал аналитик.

По его словам, подобный подход также актуален и для всей экономики, которая может оказаться в сложной ситуации из-за существенного роста долговой нагрузки в последние годы. Закрытие проекта на текущий момент кажется нерациональным, так как он вышел на определенный производственный уровень и дает, пусть и небольшой, доход, прокомментировал спикер.

 

Три основных актива

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев заметил, что в 2019 году планируется приостанавливать на капитальный ремонт три основных нефтедобывающих актива Казахстана: Кашаган, Тенгиз и Карачаганак.

Это плановая остановка, которая снизит показатели нефтедобычи в целом. Однако это сокращение должно вписаться в обязательства Казахстана по соглашению с ОПЕК, при этом позволив сохранить интенсивность добычи в послеремонтный период, подчеркнул Алексей Калачев.

«Темп добычи на проекте в прошлом году поднялся до 330 тыс. баррелей в сутки. За 45 дней это составит около 2,3% от объема добычи нефти в Казахстане в 2018 году. Прирост нефтедобычи в республике год к году составил около 5%. Проект «Кашаган» обеспечил около 15,2% общего объема. Это достаточно серьезная доля, но, главное, именно прирост добычи Кашагана с 8,35 млн тонн в 2017 году до 13,2 млн тонн обеспечил весь показатель роста нефтедобычи в республике», – заметил аналитик.

По его словам, без развития проекта вряд ли будет возможно в дальнейшем наращивать нефтедобычу такими же темпами.

 

Консорциум может разочароваться

Эксперт подчеркнул, что отдача Кашагана для экономики республики зависит не только от объемов добычи, но и от ценовой ситуации на рынке нефти. Шельфовые проекты, в принципе, высокозатратные, а с учетом технологических трудностей, сложившихся при реализации проекта, себестоимость кашаганской нефти должна быть высокой.

Даже при росте объемов и развитии технологической базы она вряд ли ниже текущего уровня мировых цен – это главная проблема Кашагана, считает эксперт.

Если цена не вернется к $80 за баррель в течение длительного времени, иностранные инвесторы могут предпринять попытки выйти из нерентабельного проекта, подчеркнул аналитик.

«С другой стороны, не все решает текущая выгода. Отработка технологий добычи на каспийском шельфе в сложных природных условиях, но все же более благоприятных, чем у океанического побережья или на шельфе Арктики, тоже может приносить пользу мировым нефтегазовым холдингам, участвующим в этом проекте. Они вряд ли откажутся от него, пока затраты на это участие вписываются в их бюджеты», – сказал Алексей Калачев.

 

Очень дорогой проект

Старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова заметила, что доля Казахстана на мировом нефтяном рынке составляет около 1,8%, а доля Кашагана в таком разрезе – не более 0,1% всей мировой добычи.

По ее словам, остановка месторождения на плановый ремонт – не самое неприятное, что может случиться с Кашаганом, который сначала не могли запустить, а затем неоднократно останавливали из-за выходящего из строя оборудования.

«Кашаган – очень дорогой проект, для партнеров Казахстана он стал кошмаром наяву, потому что оказался очень сложным в работе из-за огромного количества нюансов: от необходимости строительства островов для сохранения устойчивости до постоянной замены оборудования и высокого уровня содержания газового конденсата и давления. На текущий момент вряд ли можно говорить о том, что проект оправдал себя полностью – он все еще не на пределе мощности», – сказала Анна Бодрова.

В то же время о закрытии Кашагана сейчас не идет речи, считает эксперт. По словам Анны Бодровой, очень важно продолжать добычу, несмотря на постоянные сбои и волатильность цен на нефть в мире. Выгода может проявиться и через 5-10 лет, и для сырьевых проектов с трудозатратной разработкой это нормально, заметила эксперт.

 

Ограниченный локальный эффект

Директор по развитию компании ARUM Capital Константин Жуковский заметил, что меры, направленные на ограничение активности, уже успели положительно сказаться на нефтяных ценах: с начала года баррель Brent подорожал на 20% до $62,10. По его словам, основной спад производства должен происходить с середины весны, когда будут снижены объемы добычи на ряде месторождений в Актюбинской и Кызылординской областях.

Аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов отметил, что Кашаган пока не играет ключевую роль в общих показателях добычи нефти в Казахстане. По его мнению, дальнейшая перспектива проекта зависит от баланса мирового спроса и предложения нефти и цен на нефть. В целом многолетние прогнозы и ожидания Казахстана от реализации проекта «Кашаган» так и остались на бумаге, считает эксперт.

«Ограниченный локальный эффект от реализации проекта получают прилегающие регионы, но не весь Казахстан. Сценарий закрытия проекта является маловероятным ввиду больших финансовых затрат на развитие проекта. Риски Казахстана в части издержек существуют, однако детализация кроется в условиях Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года с поправками и дополнениями. Важная для анализа финансовая и экономическая составляющая, особенно себестоимость кашаганской нефти, является закрытой», – говорит Данияр Джумекенов.

 

Издержки проекта растут

По словам эксперта, неоднократный перенос коммерческой добычи нефти на Кашагане может свидетельствовать о росте издержек по проекту. Согласно открытым источникам, в начале 2017 года был отправлен на экспорт первый миллион тонн нефти. Затем оператор проекта сообщил о достижении уровня добычи более 200 тыс. баррелей в сутки в середине 2017 года.

По последним публикациям, добыча нефти на Кашагане достигла 350 тыс. баррелей в сутки. По данным оператора, затраты на реализацию первоначального этапа по освоению Кашагана составили около $55 млрд, сообщил эксперт.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов заметил, что после завершения третьей фазы освоения месторождения она может достигнуть примерно 50 млн тонн в год. Это почти в четыре раза больше прошлогоднего уровня, что, по предположению эксперта, должно увеличить оптимизм участников консорциума и побудить их к скорейшей реализации очередных фаз освоения месторождения.

 

«Основные проблемы Кашагана заключаются в сложных геологических условиях залегания нефти. В частности, это значительная глубина, большой перепад годовых температур, высокое давление в скважинах, а также наличие значительных примесей в углеводородном сырье. Участники консорциума обладают достаточно высокой компетенцией для успешного преодоления всех этих трудностей», – заключил Дмитрий Лукашов.