Как в Казахстане устроена контрабанда бензина за рубеж
- - 04 Июль 2019 17:50:00
- Отраслевые темы
Незаконные поставки в соседнюю республику остаются единственным способом предохранить отечественный рынок от кризиса перепроизводства бензина.
Отправить за границу первые 90 тыс. тонн высококачественного топлива собственного производства Казахстан планировал в июне 2019 года. Вступление в глобальный клуб экспортеров пришлось отложить: сделок пока не зафиксировано. Не исключено, что ситуация изменится уже в ближайшее время – в конце июня таможенные пошлины на экспорт бензина в Казахстане понижены с $168,88 до $63 за тонну.
В этом году Казахстан планирует предложить внешнему рынку 500 тыс. тонн топлива – они должны быть произведены сверх того объема, который необходим для насыщения внутреннего рынка. Совокупный дефицит стран-соседей из Центрально-Азиатского региона составляет более 1 млн тонн топлива в год. Именно это направление экспорта в РК оценивают как самое перспективное. В это же время в Кыргызстане, куда казахстанский экспорт запрещен, ожидают удвоения объема нелегальных поставок на свой рынок – до 400 тыс. тонн.
Аналитическое издание Argus сообщает, что в июне первое предложение из Казахстана было сделано рынку Афганистана. Местные импортеры могли забрать 50 тонн бензина АИ-92 на станции Сары-Агаш по цене $650 за тонну. Покупатели сочли сделку невыгодной: с учетом всех расходов и платежей тонна топлива из этой партии в Афганистане стоила бы уже $900. Текущая рыночная цена на афганском рынке – $760. Афганцы предложили снизить цену на $100–200, результаты переговоров пока неизвестны. Тонну бензина АИ-92 для внутреннего рынка в середине июня в Шымкенте можно было купить за $417–422.
Казахстан сообщил о готовности экспортировать бензин в конце прошлого года, после того как осенью 2018-го завершилась модернизация на Шымкентском НПЗ.
Бауржан Салимгереев, директор департамента маркетинга нефтепродуктов «Казмунайгаза», нацкомпании-владельца главных отечественных НПЗ, называет два основных направления экспорта. В Европу через порты Балтийского и Черного морей из Актау и в страны Центральной Азии из Шымкента. При этом о европейском направлении представитель «Казмунайгаз» упоминает вскользь, скорее имея в виду теоретическую возможность таких поставок. Говоря о странах Центральной Азии, эксперт указывает на их совокупный внутренний дефицит топлива: 1,2 млн тонн ежегодно. Как живут рынки Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, которые в Казахстане так легко посчитали своими?
Последние два года топливный рынок Центральной Азии испытывает сильное ценовое давление со стороны Ирана, говорит Рауф Гусейнов, старший редактор Argus. В условиях американских санкций эта страна жестко борется за любой источник валютных поступлений. Дополнительное давление на регион оказывают производители Пакистана и Иракского Курдистана.
В результате цена на бензин падает. В Афганистане, например, она снизилась на 13% с начала года.
Хорошим рынком для казахстанского топлива, по мнению Гусейнова, мог бы стать Узбекистан. В последнее время республика столкнулась с кризисом сырьевой базы, производство сократилось на 22%. Но Узбекистан в вопросах обеспечения топливом стремится к самодостаточности и серьезно реструктуризирует отрасль. Дефицит же восполняется поставками небольших партий с Пермского НПЗ.
Единственная страна региона, куда Казахстан поставляет бензин давно и серьезно, – Кыргызстан. По оценке Рауфа Гусейнова, это примерно 15 тыс. тонн в месяц, то есть около 20% потребности рынка. Эксперты из Кыргызстана считают, что ежемесячные поставки достигли уровня 25 тыс. тонн и удвоятся в текущем «экспортном» для нас году. Ирония в том, что эти поставки незаконны – они идут вразрез с договоренностями Евразийского экономического союза.
Объем контрабанды из Казахстана подсчитать легко. Достаточно проследить падение продаж на легальных АЗС, объясняет Чингиз Айтмурзаев, заместитель генерального директора по оптовым продажам «Газпром нефть Азия».
По его словам, в 2018 году серый импорт топлива из Казахстана составил 250 тыс. тонн. Незаконному перетоку топлива способствует высокая ценовая разница, сложившаяся на рынках стран. Если говорить о бензине марки АИ-92, то это 15 рублей на литр, по дизтопливу – до 10 рублей на литр. В переводе на казахстанскую валюту картина такая: официально на АЗС бензин продается по 210 тенге за литр, на улице и на маленьких заправках – по 150 тенге.
Если рынок Кыргызстана не будет регулироваться, объем контрабанды вырастет до 400 тыс. тонн в год, считает Чингиз Айтмурзаев. Процесс организован максимально просто: груз официально оформляется как присадки к топливу, бензанол или газохол и беспрепятственно следует через границу.
Рауф Гусейнов также указывает на то, что Кыргызстан для Казахстана стал привычным клапаном для сброса избыточного давления. К примеру, когда в начале текущего года производство бензина в Казахстане резко выросло, а спрос на внутреннем рынке упал и стал тянуть за собой цену, именно контрабандные поставки излишков в соседнюю республику уравновесили ситуацию.
Казахстан и Кыргызстан уже скоро год, как обсуждают соглашение, позволяющее экспортировать отечественный бензин на рынок соседей, но процесс тормозит отсутствие компромисса по вопросу реэкспорта казахстанского топлива из Кыргызстана.
Вывод топливного рынка страны на новый качественный уровень – целиком заслуга государства. Болат Акчулаков, генеральный директор Kazenergy, перечисляет эти достижения: повышение добычи нефти до 90 млн тонн в год, модернизация всех НПЗ, профицит по выпуску высокооктанового бензина, авиакеросина и дизтоплива. Даже идеология рынка законодательно изменена: если раньше производитель был обязан поставлять на внутренний рынок не менее 15% топлива, теперь здесь продается не менее 80%. Благодаря этому внутри страны образовалось равновесие спроса-предложения и ценовая стабильность.
Сатжан Каримов, заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго РК, указывает на сложности в организации равномерной нагрузки на все нефтеперерабатывающие заводы страны. Основная нефтедобывающая зона Казахстана – на западе, южные месторождения истощаются. Для создания баланса потребовалась организация реверсивных поставок сырой нефти внутри страны.
От государства же во многом зависят поставки казахстанского топлива на внешний рынок – торговля нефтепродуктами регулируется на межведомственном уровне, и одного только профицита, чтобы начать экспорт, мало....
Подробнее: https://kursiv.kz/news/otraslevye-temy/2019-07/kak-v-kazakhstane-ustroena-kontrabanda-benzina-za-rubezh
Копирование возможно только при ссылке на Kursiv.kz. Все права защищены.