Как совершенствуют налоговое администрирование
- - 17 Сентябрь 2018 12:30:00
- Аналитика
Для повышения эффективности и расширения сфер применения системы управления рисками в органы государственных доходов внедряется технология интеллектуального анализа данных. Она основана на выявлении причинно-следственных связей, аналогии, квалификации ситуаций и прогнозировании событий. Об этом сообщил председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ардак Тенгебаев, выступая на конференции «Налоговые споры: практика и пути совершенствования», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Встречу организовала Ассоциация налогоплательщиков Казахстана.
«Модернизация информационных систем Комитета государственных доходов содержащих большой совокупный объем информации, а также интеграция с базами данных других госорганов позволит фискальной службе не только увеличить массив необходимой информации, но и проводить больше камеральных проверок. Сегодня КГД МФ РК рассматривает различные подходы для качественного проведения проверок, обоснованности и законности доначисленных сумм», — сказал Ардак Тенгебаев.
При этом он отметил, что с 1 июля 2017 года в Налоговый Кодекс внесена поправка, которая предоставляет налогоплательщикам право подавать письменные возражения на предварительные результаты акта налоговой проверки. И казахстанские налогоплательщики не пренебрегают этим правом. Они уже направляют свои возражения, как в территориальные департаменты, так и непосредственно в КГД МФ РК. Так, по состоянию на 1 сентября 2018 года налогоплательщиками направлено 36 письменных возражений по результатам предварительных актов проверок на сумму 40,9 млрд. тенге.
«Территориальные департаменты самостоятельно рассмотрели 6 письменных возражений на сумму 2,7 млрд. тенге. Из них начисления в размере 8,4% или 229 млн тенге уже не подержано в рамках рассмотрения предварительных актов проверок. В Комитет поступило 29 запросов на 38 млрд тенге. На сегодняшний день мы рассмотрели 20 письменных возражений на сумму 29 млрд тенге. В 5% рассмотренных возражений мы налоговые органы не поддержали», — отметил председатель Комитета госдоходов.
По его словам, изменения в налоговом законодательстве позволили не только повысить качество проводимых проверок и профессиональный уровень проверяющих аудиторов, но и уменьшили количество жалоб на уведомления о результатах проверок. К тому же с введением нового Налогового кодекса начиная с 2018 года, значительно снизилось количество встречных проверок. Поскольку органы госдоходов теперь могут направлять запросы лицам, которые осуществляют операции с налогоплательщиками. Такая практика широко используется и в Организации экономического сотрудничества и развития.
«Мы пересмотрели механизм проведения встречных проверок и начали максимально использовать информационную систему Комитета без формирования предписаний на встречные проверки. Сегодня мы стараемся назначать встречные проверки только в исключительных случаях, когда требуется сбор доказательной базы. С учетом снижения встречных проверок акцент был перемещен на тематические проверки по конкретно выявленным схемам уклонения от уплаты налогов. А проверки по отдельным вопросам и хронометражное обследование проводится сейчас только в рамках отработки уведомлений», — сообщил Ардак Тенгебаев.
Добавив, что в 2017 году количество налоговых проверок сокращено более чем на 45% - с 77 тыс. до 42 тыс. Встречные проверки снижены с 53 тыс. до 27,5 тыс. Пересмотрены основания назначения внеплановых проверок — они сокращены на 62%. Также снизился и процент охвата документальными налоговыми проверками с 0,5% до 0,4% от общего количества зарегистрированных налогоплательщиков.
«Сегодня работа Комитета направлена на изменение вектора администрирования с проведения налогового контроля путем сокращения количества налоговых проверок и с параллельным увеличением эффективности на усиление рынка камерального контроля. В рамках нового налогового кодекса улучшены условия налогового аудита при ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, а также деятельность физлиц, занимающихся частной практикой, прекращается без проведения налоговой проверки, то есть путем проведения камеральных проверок. Данные нововведения направлены на сокращение количества налоговых проверок и снижение налоговых споров», — подчеркнул Ардак Тенгебаев.
По данным главы ведомства, меньше всего проверок у крупного бизнеса — порядка 6% всех налоговых проверок, но и нарушения здесь фиксируются в 63% случаев. На втором месте или 20% всех налоговых проверок приходится на субъекты среднего предпринимательства, где нарушения выявляются в 73% случаев. Лидер по количеству проверок (74%) — малый бизнес с установленными нарушениями в 70−75% случаях. Если нарушения у крупного бизнеса носят в основном методологический характер, то по остальным субъектам предпринимательства превалируют нарушения в части применения схем уклонения от уплаты налогов.
«Анализ результатов налоговых проверок в 2016—2017 гг. показал, что наиболее характерные нарушения, приводящие у доначислению по КПН являются: занижение совокупного дохода, дохода от реализации, отсутствие первичных бухгалтерских и банковских документов, завышение вычетов по расходам без подтверждающих документов, по затратам на сумму взаиморасчетов с контрагентами сделки по которым признаны недействительными», — добавил Ардак Тенгебаев.
В 2016 году зафиксировано 2 тыс. нарушений, связанные с порядком определения совокупного годового доход. В 2017 году эта цифра сократилась почти в 2 раза — до 1,1 тыс. нарушений. Аналогичная ситуация и по налогу на добавленную стоимость. Если в 2016 году выявлено 2,4 тыс. нарушений по определению оборота по НДС, то в 2017 году эта цифра составила чуть более 1,5 тыс. В свою очередь нарушений, касающихся НДС, относимого в зачет, в 2016 году было установлено 2,7 тыс., а в 2017 году — 2,3 тыс. Снижение количества нарушений объясняется не только сокращением количества проверок, но и усилением процедур камерального контроля налоговых обязательств налогоплательщиков.
Источник: kapital.kz
Фото: kapital.kz