Что происходит на рынке нефти
- - 23 Ноябрь 2018 15:07:00
- Аналитика
Ситуация на рынке нефти становится все запутанней. В конце лета — начале осени биржевые котировки показали значительный рост на фоне сокращения объемов нефтедобычи в Саудовской Аравии, а также объявления о применении американских санкций против Ирана. Однако добиться полного прекращения поставок нефти со стороны Ирана, скорее всего, не получится. Против этого выступают и европейские страны, и Китай.
В октябре Международное энергетическое агентство выпустило прогноз снижения потребления нефти в мире. Кроме того, в конце октября Саудовская Аравия заявила о росте добычи черного золота, вероятно, под давлением США.
В результате произошло обвальное падение стоимости нефти. За месяц цены упали более чем на 20% и достигли трехлетних минимумов. Аналитики говорят о кризисе на рынке энергоносителей. Вместе с тем Саудовская Аравия настаивает, чтобы ОПЕК и ее союзники сократили поставки нефти на 1,0−1,4 млн баррелей в день.
О ситуации с нефтью «Капитал.kz» поговорил с экспертами.
Началась неожиданная коррекция
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов заметил, что в начале октября котировки Brent обновили 4-летний максимум. После этого началась коррекция, которая оказалась неожиданно сильной. От максимума стоимость нефти обвалилась почти на четверть и протестировала психологический уровень $65 за баррель. По словам эксперта, основной причиной для этого стало увеличение добычи ОПЕК, США и России перед началом второго этапа американских санкций против Ирана. Они вступили в силу 4 ноября.
Предполагается, что санкции «уберут» с мирового рынка иранскую нефть в объеме порядка 2 млн баррелей в сутки. Это будет не сразу, и какое-то время Иран продолжит поставки своего сырья. США нарастили с середины октября текущего года добычу примерно на 0,8 млн — до рекордного уровня 11,7 млн баррелей в сутки. Кроме этого, увеличилось производство нефти в России, Саудовской Аравии, Норвегии и ряде других стран.
Ожидается стабилизация добычи
В целом, по мере сокращения добычи в Иране, нефтяной рынок стабилизируется, убежден аналитик. Маловероятно, что котировки Brent надолго опустятся ниже $55−60 за баррель. Такое, по его мнению, возможно лишь в случае наступления нового кризиса мировой экономики.
«Касаясь американской сланцевой нефти, по моему мнению, граница рентабельности ее основных производителей находится на уровне $50 за баррель и выше. В течение периода низких цен 2015−2017 годов сланцевые компании существенно увеличили объем кредитов, что и повысило цену нефти для их безубыточности», — сказал Дмитрий Лукашов.
Он заметил, что исходя из разведанных запасов, ожидается стабилизация добычи нефти в США на уровне 12 млн баррелей в сутки. Страны ОПЕК сильно обеспокоены падением нефтяных котировок. На очередном заседании картеля 6 декабря будет рассматриваться вопрос ограничения добычи. ОПЕК хочет, чтобы его страны-участницы и независимые производители сократили производство на 1−1,4 млн баррелей в сутки.
Пока угрозы нет
Предыдущее ограничение, утвержденное в конце декабря 2016 года, в размере минус 1,8 млн баррелей в сутки очень успешно способствовало росту цен на нефть в 2017 и первой половине 2018 годов. В понедельник министр энергетики России Александр Новак заявил о возможности продолжения кооперации в рамках ОПЕК+. «Это подтверждает актуальность деятельности ОПЕК и снижает риски его расформирования», — прокомментировал спикер.
«Касаясь экономики Казахстана, я полагаю, что нынешний уровень нефтяных цен не несет никакой угрозы. В соответствии с Законом „О республиканском бюджете на 2018−2020 годы“ базовый экономический сценарий предполагает среднюю цену на нефть в размере $60 за баррель в ближайшие три года. Сейчас она гораздо выше и составляет порядка $74 за баррель. Это создает хороший запас прочности», — отметил г-н Лукашов.
Крупнейшие западные банки и международные организации прогнозируют в 2019 году цену Brent на уровне $70−76 за баррель. МВФ ожидает средней цены $68,76.
Влияние Белого дома
Директор по развитию компании ARUM Capital Константин Жуковский заметил, что Дональд Трамп действительно выполняет свои предвыборные обещания — США стали энергетически независимыми: благодаря всевозможным усилиям правительства американцы вырвались в лидеры по добыче нефти и теперь могут гораздо активнее влиять на цены.
Текущая политика Трампа заключается в снижении цен на топливо, что, во-первых, должно поспособствовать развитию экономики и, во-вторых, повысить популярность действующей власти. Эксперт заметил, что ОПЕК неоднократно критиковали за манипулирование рынком, что каждый раз вызывало бурную реакцию на рынках и новые распродажи.
«Под влиянием Белого дома саудиты активно наращивали добычу, увеличивая вероятность возникновения излишка предложения, и именно из-за угрозы американских санкций против Ирана экспортеры усиливали производство», — заметил аналитик. По его словам, к текущему моменту ранок подошел с большими запасами нефти в хранилищах на фоне угрозы снижения мирового спроса на сырье, в том числе и со стороны Китая, явно переживающего не самые лучшие времена.
Удержать долю рынка
Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров подчеркнул, что ситуация на нефтяном рынке трансформируется. Центры влияния на рынок смещаются от ОПЕК в пользу основного члена картеля — Саудовской Аравии, «союзника картеля» — России и «жесткого конкурента картеля» — США. Эти три страны сейчас добывают нефти больше, чем все остальные вместе взятые члены организации.
«Пока ОПЕК +, в том числе и Россия, боролись за стабилизацию нефтяного рынка и даже добились успехов в виде возврата цен в район $80 за баррель, США огромными темпами наращивали добычу сланцевой нефти», — прокомментировал спикер. За последний год американские производители нарастили производство, сопоставимое с добычей нефти в Нигерии.
«Финансовые показатели российских производителей нефти указывают на лучшие результаты, что позитивно и для российского бюджета. А потому в последнее время Россия прохладно относится к идее сокращения добычи. Тем более что уже скоро конкурентная борьба может вновь перерасти из области ценовой в область удержания своей доли рынка», — сказал Александр Егоров.
Идет закулисная игра
Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский заметил, что умеренно резкий рост до уровня$80 за баррель, преодоление стоимости и последующее падение, буквально за два месяца снизившее цену на 30%, — все это говорит о том, что происходит большая закулисная игра.
Если прошлый скачок цен (падение 2014 года) был порожден в первую очередь экономическими факторами (уже после притянувшими на этот рынок комментарии политиков, санкции и эскалации локальных конфликтов на Ближнем Востоке), то текущее падение вызвано скорее политикой Штатов в отношении Евросоюза, нежелание искать компромиссы с представителями Германии и внутренними проблемами Саудовской Аравии, включающими в себя конфликт с Катаром и проблемы наследования в ОАЭ.
Цена спекулятивно занижена
Замдиректора аналитического департамента ИК «Альпари» Наталья Мильчакова заметила, что для экономики Казахстана падающие цены на нефть, как для экспортера сырья, нежелательны, но все зависит от того, до какого уровня упадет цена. «Уровень в $60−70 за баррель может быть вполне комфортен для экономики и Казахстана, и России, и ряда других экспортеров нефти, а цена нефти ниже $60 за баррель — уже проблематичнее», — подчеркнула она.
«Дональд Трамп сделал верный краткосрочный прогноз: при избытке предложения нефти цена действительно должна быть ниже. Вопрос в том, насколько ниже. Если нефть подешевеет ниже $60 за баррель, то можно будет говорить о „перепроданности“ черного золота, то есть о том, что цена спекулятивно занижена», — прокомментировала спикер.
Необходимо просчитывать затраты
Ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков заметил, что при любом значимом форс-мажоре рыночные тенденции могут резко поменяться и котировки способны взлететь до $100 за баррель, или даже выше.
Так, американские сланцевые компании также зависят от высоких цен на нефть. «В теории себестоимость добычи на большинстве месторождений составляет около $35-$45 за баррель, но на практике необходимо просчитывать затраты компаний на финансирование будущих проектов», — заметил аналитик.
Между тем значительная доля сланцевой добычи финансируется через мусорные облигации. В условиях повышения ставки ФРС такой способ получения средств на развитие становится крайне затратным. Соответственно, сланцевые компании, какими бы технологически развитыми они не были, заинтересованы в максимальной финансовой отдаче от каждой проданной бочки.
«Текущая добыча в США уже составляет 11,7 млн баррелей в сутки, но стоит помнить о том, что дебит сланцевых скважин крайне неустойчив. Как правило, в первый год добычи он падает на 20% в отличие от традиционных месторождений с ежегодным падением производства на 3−7%», — прокомментировал г-н Кочетков.
По его словам, уже на второй год эксплуатации дебит скважин снижается еще более драматично, когда у обычных он имеет устойчивый характер. Соответственно, без постоянного финансирования производство сланцевой нефти может быстро сократиться.
«Успешность недавнего опыта по исправлению рыночной ситуации с ценами на нефть должна служить хорошим уроком того, как производители могут более эффективно управлять своей прибылью, а не сжигать прибыль акционеров в малоэффективной войне за крошечные достижения в области захвата доли рынка. Стоит всегда помнить о том, что за нефть платит потребитель. Если он не готов платить за дорогую нефть, то производители не должны за свой счет обеспечивать снижение издержек покупателей конечного ресурса», — заключил аналитик.