Факт.
«КазМунайГаз» хочет производить экологически чистое авиационное топливо (SAF) из промышленных и природных газов в сотрудничестве с американскими и японскими компаниями.

Комментарий. Председатель правления КМГ Асхат Хасенов провел встречу с руководством американской технологической компании LanzaJet и японской инвесткомпании Mitsui. Перед этим руководству КМГ было представлено пред-ТЭО проекта строительства комплекса по производству SAF в Казахстане, подготовленное международной консалтинговой компанией ISF на деньги ЕБРР по заказу «КазМунайГаза» и национального перевозчика «Air Astana». Следующим этапом планируется разработка ТЭО проекта. 

Air Astana рассматривает перспективу использования SAF для заправки воздушных судов. По концепции низкоуглеродного развития АО «Самрук-Қазына», доля потребления SAF авиаперевозчиком будет постепенно увеличиваться: 5% к 2040 году, 15% к 2050 году и 25% к 2060 году. Кроме того, географически выгодное расположение казахстанских аэропортов может сделать привлекательной дозаправку чистым авиатопливом транзитных рейсов между Азией и Европой.

КМГ уже объявил, что все 3 принадлежащих ему НПЗ готовы к производству авиатоплива Jet A-1, что позволит в будущем смешивать его с SAF.

Однако, как говорят отраслевые источники, разработанное ISF пред-ТЭО предусматривает в качестве сырья для производства SAF исключительно биоэтанол, который выпускается на единственном заводе в Северном Казахстане в объеме не более 30 тыс. тонн в год. Возможно, к разработке ТЭО следовало бы привлечь компании с мировым именем, такие как Shell, Neste или BP, уже имеющие в своем портфеле реализованные проекты по производству SAF из биомассы – сырья, которого достаточно в аграрном Казахстане.

Как известно, технологии LanzaJet позволяют перерабатывать в экологически чистое авиатопливо выбросы промышленных газов, а также природный газ.